Водитель Михаил Иванов из Новосибирска на днях попал в неприятную ситуацию: поздно вечером возвращался с семьей домой и на Мочищенском шоссе в огромной яме на дороге пробил колесо. Из-за поврежденного диска машину занесло и чудом не выбросило на обочину - последствия могли быть плачевными. Как итог - расходы на эвакуатор и дорогостоящий ремонт дырявого колеса.
Вот уже почти месяц водители Новосибирска массово жалуются в редакцию "АиФ-Новосибирск" на плохие дороги и пробитые колеса, поврежденные бамперы и днища. Мы спросили у руководителя юридического департамента Холдинга "Люди Дела" Алексея Аржанникова, как правильно зафиксировать порчу автомобиля из-за плохих дорог и с кого взыскивать ущерб?
Пробил колесо. Что дальше?
- Алексей, если водитель пробил колесо в яме, какие дальнейшие действия нужно предпринять? Как правильно зафиксировать ущерб и куда обращаться за его возмещением?
- Ситуация, при которой двигающийся автомобиль попал в яму на проезжей части и из-за этого получил повреждения (колёс, элементов кузова), является обычным ДТП. Поэтому если водитель считает, что он не виновен в этом ДТП, и если водитель желает получить возмещение вреда, причинённого этим ДТП, он должен сделать следующее.
Первое. Оформить это происшествие как ДТП. То есть вызвать сотрудников ГИБДД, рассказать им об обстоятельствах ДТП, проследить, чтобы все обстоятельства ДТП были сотрудниками ГИБДД зафиксированы. Сотрудники ГИБДД должны замерить параметры (длину, ширину, глубину) ямы, которая стала причиной повреждений автомобиля. Также сотрудники ГИБДД либо на месте, либо в рамках так называемого «разбора» принимают решение о том, есть ли в данном ДТП вина и водителя.
Также нужно самостоятельно сделать подробные фото повреждений автомобиля, фото ямы на дороге, фотографии с привязкой к местности. Очень желательно иметь видеорегистратор и сохранить момент ДТП.

Второе. После оформления ДТП нужно обратиться к независимым экспертам для оформления оценки о стоимости восстановительного ремонта (о стоимости восстановления, если ремонт невозможен). Выданное экспертами заключение о стоимости восстановления автомобиля будет надлежащим доказательством размера причиненного автомобилю ущерба.
Третье. Нужно выяснить, кто является ответственным за содержание того участка проезжей части (дороги), на котором была яма, ставшая причиной ДТП и причиной возникновения ущерба (повреждений) у автомобиля. Как правило, дороги общего пользования находятся в собственности администрации муниципального образования (города, населённого пункта), и администрация может создавать муниципальные учреждения, которым передаёт обязанности по содержанию и ремонту дорог в отдельных районах муниципального образования. Именно собственник дороги и созданное им муниципальное учреждение несут ответственность за ущерб, причинённый автомобилю ямами, находящимися на дорогах общего пользования. Иными словами собственник дороги и созданное им муниципальное учреждение несут обязанность возместить ущерб потерпевшему в ДТП из-за ямы.
Четвёртое. Принудительно получить возмещение ущерба можно только через суд. В моей практике не было такого, чтобы учреждения, ответственные за содержание дорог и виновные в возникновении ущерба у автомобиля потерпевшего, добровольно (то есть без суда) возмещали причинённый потерпевшему ущерб. Хотя я всегда рекомендую потерпевшим сначала, то есть до обращения с иском в суд, направлять требование о возмещении ущерба и доказательства наличия ущерба, в учреждение, ответственное за содержание того участка дороги, на котором была яма, ставшая причиной ДТП.
Сколько дадут за порчу автомобиля?
- Поделитесь, пожалуйста, историями из Вашей практики - кому и сколько удалось отсудить у госорганов за пробитые колеса?
- Имена и цифры я называть не буду, но скажу так: эксперты, как правило, разумно и в соответствии с рыночными ценами (условиями) оценивают стоимость восстановления повреждённых автомобилей, и на этой основе суды взыскивают с ответчиков (с тех, кто ответственный за содержание дорог) сумму ущерба, примерно равную затратам на восстановление автомобиля. Суть законодательных положений о возмещении ущерба – приведение потерпевшего в то состояние, в котором он находился до того, как ему был причинён ущерб. Иными словами, если у автомобиля повреждены дорогие заводские литые диски, то эксперт выяснит, сколько стоит такой диск сейчас, и суд на этом основании примет решение взыскать с ответчика стоимость этого диска. Если у потерпевшего повреждена только покрышка «бюджетной» ценовой категории, то суд взыщет только стоимость такой покрышки.

Бывают ситуации, когда из-за некачественного дорожного полотна автомобиль повреждает не только покрышку и диск, но и элементы подвески, элементы кузова, «стреляют» подушки безопасности. В таких случаях стоимость восстановительного ремонта, в зависимости от автомобиля, может быть очень большой. И всё равно суды взыскивают эти суммы с дорожных служб – так и должно быть в правовом государстве, так и должно быть при реализации такого принципа возмещения убытков как «возвращение потерпевшего в исходное состояние».
Судебных дел стало больше
- Алексей, есть ли какие-то параметры у ямы на дороге - какие признаются недопустимыми? И каким законом это регламентируется?
- Существует достаточно новый ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию», он применяется с 2018 года. В этом документе указаны предельные параметры разных дефектов дорожного полотна (не только ям). Иными словами, данный ГОСТ определяет разные дефекты дорожного полотна (выбоины, проломы, волнообразный сдвиг, колея и т.п.) и устанавливает предельные (максимально допустимые) параметры данных дефектов.
И что самое интересное – данный ГОСТ устанавливает сроки устранения всех дефектов дорожного полотна, и сроки установлены довольно сжатые (до 20 суток с момента обнаружения).

Я не буду и не могу делать выводы о причинах происходящего и о виновных в нынешнем состоянии дорог в Новосибирске, но как автовладелец и юрист, занимающийся в том числе подобными делами о возмещении ущерба, выскажу своё мнение: за последний год состояние дорог в нашем городе сильно ухудшилось, движение на многих участках дорог общего пользования становится крайне затруднительным. Соответственно, заметно увеличилось количество судебных дел о взыскании ущерба, причинённого автомобилю из-за наезда на дефекты дорожного полотна.
Некоторое время назад я услышал шутку о том, что новосибирским водителям нужно иметь два дополнительных навыка – уметь уворачиваться от ям на дорогах и уметь уворачиваться от тех, кто уворачивается от ям. Как говорится, это, конечно, было бы смешно, если бы не было так грустно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть