Зимние дороги в Новосибирске давно стали болевой точкой для горожан: наледь часто появляется внезапно, а резкие оттепели и последующие морозы создают новые слои льда.
По слухам, в следующем сезоне городские службы могут отказаться от использования противогололедного реагента «Бионорд» и сделать ставку на техническую соль, рассматривая ее как более дешёвый вариант и возможность сэкономить. Однако эксперты в сфере зимней уборки, предупреждают: у «голой» соли есть серьёзный недостаток — она в несколько раз агрессивнее к металлу, асфальту и городской инфраструктуре, чем специальные материалы с антикоррозийными добавками.
Соль и коррозия: почему это важно
Ряд специалистов указывает, что показатель коррозионной активности соли (галита) по ГОСТ может достигать 1,1, тогда как у современных реагентов, содержащих ингибиторы коррозии, он колеблется в пределах 0,4–0,8. Проще говоря, соль в среднем почти в три раза сильнее разрушает дорожные покрытия, металлические ограждения и детали автомобилей. К тому же в чистой соли вообще нет компонентов, снижающих коррозию.
«Если продукт не содержит никаких смягчающих добавок, разрушительное действие проявляется сильнее, — отмечает один из технических консультантов в сфере ЖКХ. — Соль, взаимодействуя с влагой, проникает в самые мелкие трещины, и оттуда уже не так-то просто её вымыть. Отсюда и коррозия, и дальнейшее разрушение покрытия. Кроме того, даже в случае одинаковой эффективности для обработки конкретного участка дороги современных реагентов нужно меньше, чем галита. К примеру, если на квадратный метр дороги требуется от 20 граммов реагента, то простая соль зачастую идёт в пять раз более высоких объёмах. В итоге разница в расходе тоже влияет на общий уровень коррозии и загрязнения».
Почему экономия может обернуться убытками
По мнению противников возвращения к «голой» соли, выгода от более низкой цены может оказаться мнимой. Когда повышается коррозионная нагрузка, возрастает и вероятность преждевременного ремонта дорожного полотна, металлических ограждений и самих автомобилей. Коммунальные службы начинают чаще латать выбоины, а владельцы транспорта вынуждены бороться с ржавчиной и заменять повреждённые детали. В итоге итоговые траты на поддержание городской инфраструктуры и восстановление машин могут оказаться гораздо выше, чем разница в стоимости закупок.
«Вопрос не только в том, сколько стоит мешок соли, а сколько потом будет стоить ремонт дорог и автопарка, — утверждает участник общественного движения за безопасные дороги. — В некоторых городах уже посчитали, что попытка сэкономить оборачивается ещё большими расходами, когда приходит пора весеннего ремонта».
Песко-соляная смесь: ещё один источник проблем
Наряду с обсуждением возвращения к обычной соли в Новосибирске по-прежнему используют песко-соляную смесь (ПСС), которая считается традиционным методом борьбы со скользкостью. Однако специалисты отмечают, что подобный «коктейль» нередко превращается в дополнительную проблему: весной появляется огромное количество пыли, песок забивает ливнёвки и разрушает механизмы фильтрации сточных вод, а активная доля соли вызывает коррозию так же, как и чистый галит. Горожане прекрасно знают, что после таяния снега на дорогах остаются грязные отложения, которые приходится убирать, затрачивая лишние силы и средства.
«Экономия на противогололёдных материалах заканчивается грязью и пылью весной, плюс затратами на очистку систем водоотведения, — рассказывают дорожные активисты. — ПСС даёт временный эффект, но когда снег тает, город превращается в огромную песочную кашу».
Будет ли учтён опыт других регионов
Пока мэрия Новосибирска официально не опровергла и не подтвердила информацию о возврате к технической соли. В то же время многие муниципалитеты России, напротив, стремятся перейти на составы с минимальной коррозионной активностью. Такой тренд диктуют требования новых ГОСТов, а также выросшие расходы на инфраструктуру и ремонт техники.
Во многих крупных городах уже убедились, что «голая» соль вредит не только металлу, но и окружающей среде — едкий раствор стекает в почву, негативно влияет на газоны и корневые системы деревьев. Современные реагенты тоже содержат соль в качестве основного компонента, но обработка гранул ингибиторами существенно снижает агрессию и расход вещества.