Молоко – только от здоровых коров. Фермерам придется обновлять стада?

Многие животные заражены лейкозом. © / Евгения Чернова / АиФ

Как считают эксперты, бурёнка-вирусоноситель лейкоза в любой момент может стать больной. А человеку пить молоко от такой коровы опасно. Но это нововведение (техрегламент Таможенного союза) ставит в сложное положение сельхозпроизводителей. Недаром по просьбе аграриев его отложили на несколько лет.

   
   

Как свести ущерб к минимуму?

В этом году Новосибирская область вышла на второе место в стране по поголовью молочного стада. Общее дойное стадо региона, по официальным данным, достигло численности 394 тыс. коров. Впереди нас – только Татарстан. Однако по продуктивности наш регион только на седьмом месте в РФ. Есть и проблема лейкоза. «Этот вирус пришёл в Сибирь из Европы вместе с голштинской породой скота, – рассказал министр сельского хозяйства НСО Евгений Лещенко. – Считалось, что они лучше, чем отечественные. А теперь нужно тратить средства на оздоровление коров. Мероприятия эти весьма затратные, потому что необходимо не только скот покупать здоровый, но и помещения строить новые – чтобы они были чистыми». 

Сегодня в регионе, по официальным данным, в среднем до 40% от общего молочного стада – вирусоносители лейкоза. Действует госпрограмма, по которой можно получить от государства 30% компенсации от суммы, потраченной на покупку здоровых телят. И селяне стараются заменить подозрительный скот на здоровый. В некоторых районах это уже удалось на 100%. Например, в Ордынском такой проблемы уже нет. Крупным хозяйствам, где больше средств, а значит, возможностей, это сделать легче. А фермеры признаются, что денег на приобретение элитных телят у них нет. Но всё равно они делают что могут: отказались от быков-производителей и перешли на искусственное осеменение, каждые полгода у всего своего стада берут кровь на исследование. Подозрительные анализы везут на дополнительные исследования в районную лабораторию. Обходится это недёшево: 300–400 руб. на каждую корову. Между тем каждая копейка на счету, ведь цены на молоко почти год падали.    

Но этот способ, учитывая, что телёнок до взрослой коровы вырастает за 2 года, медленный. А времени остаётся совсем мало. «Фермерам, у которых есть такая проблема, нужно поторопиться и всё-таки найти средства на приобретение здоровых телят, – считает глава КФК «Сальников» в Новосибирском районе Алексей Сальников. – На элитное поголовье КРС есть государственная поддержка. Если сдать животных-вирусоносителей (которые ещё здоровые) на мясо, фермер не будет в большом минусе. Например, в 2014 году в своё хозяйство я закупил элитных телят и получил от государства компенсацию: 30% от потраченной суммы. Нынешней осенью исследования выявили в стаде мясных пород 8 голов вирусоносителей. Буду от них избавляться. Всего у меня 150 голов КРС, молочное стадо содержу отдельно».

Своё мраморное мясо

В Северном и Кыштовском районах, которые находятся за 500 км от мегаполиса – основного потребителя молока, стараются разводить мясные породы. Для этого скрещивают молочных с мясным быком. Уже через 3–4 поколения получают мясной скот. Как сообщил министр, на развитие этого направления можно получить господдержку: в регионе выделено более 85 млн руб. 

К слову, есть в планах получать в регионе и своё мраморное мясо. «Главный элемент технологии – специальный откорм на отдельных площадках на финишной прямой перед забоем, – поделился министр. – Мы произвели расчёты, которые показали: для рентабельности нужно на одной площадке содержать 40 тыс. голов КРС. Мы можем сформировать такое стадо через 3–4 года при условии меж-хозяйственной кооперации. Сейчас ведём переговоры с соседями с Алтая, где летом хорошие пастбища, а для заготовки кормов – плохие условия. Поэтому они молодняк продают за Урал. Но Новосибирская область – ближе. Здесь можно заготовить большое количество люцерны и кукурузы для кормов».  

Смотрите также: