Откуда текут молочные реки: разведение племенного скота в НСО

Владимир Сварцевич / АиФ

Бич скотоводства

   
   

После выступления Владимира Путина на «Форуме действий», где президент указал на необходимость искать альтернативу ввозу из-за границы племенного скота, о развитии скотоводства заговорили на самом высоком уровне. Сибирский федеральный округ, традиционно занимающий ведущее положение по производству молочных продуктов, конечно, не мог остаться в стороне. Обсудить проблемы молочного скотоводства в Новосибирский государственный аграрный университет съехались ведущие учёные и зоотехники со всей России.

Племенное разведение — настоящее искусство, и просто пускать импортного бычка в поле ни в коем случае нельзя. Несмотря на свои высокие показатели, породистые животные зачастую являются носителями различных генетических заболеваний. Это неизбежная плата за «голубую» кровь. Избежать дальнейшего распространения нежелательного генотипа можно, грамотно подобрав корову к быку, так, чтобы ДНК одного животного и ДНК другого не образовали патологического сочетания. Это возможно только при искусственном осеменении.

Артур Егиазарян, генеральный директор ОАО «Невское» по племенной работе, вспомнил, как в 90-е годы в Соединённых Штатах они закупили племенного быка по кличке Клинтон. Тогда он пошутил: «Каждой Монике нужен свой Клинтон», — и предложил индивидуально подбирать быков к каждой корове. Шутки шутками, но лейкоз КРС — бич Ленинградской области, после этого ушёл навсегда, а показатели по надоям и по содержанию жира и белка на килограмм сырого молока в области самые высокие по стране.

Молодые специалисты не слишком рвутся в село Фото: АиФ/ Владимир Сварцевич

В коровник не хотят

Однако в Новосибирской области искусственное осеменение применяют далеко не во всех хозяйствах. Причина даже не в деньгах. Хозяйства может и рады наладить современное производство, но на селе катастрофически не хватает специалистов. По словам Анастасии Чупиной, ветврача, сама она выросла в деревне и тяжёлые условия труда её не пугают, но почти все её сокурсники остались в городе. «Зачем работать в коровнике с постоянным запахом навоза, когда можно устроиться в ветеринарную клинику в городе и получать хорошие деньги?» — спрашивает она.

Павел Пальчиков, генеральный директор ОАО «Новосибирскагроплем», подтверждает, что специалист-осеменатор в селе получает около 6–8 тысяч в месяц. Сложно представить, как можно прожить на эти средства, особенно когда ты вложил столько сил, а иногда и денег в обучение. «Без административного ресурса ситуацию никак не изменить. Нужно влиять на хозяйства, чтобы они поднимали зарплату сотрудникам. Новосибирская область является на сегодняшний день одной из ведущих по развитию молочного скотоводства в России, но без специалистов мы далеко не продвинемся», — считает Пальчиков.

   
   

Почем молоко?
У владельцев племенных хозяйств на повестке дня более серьёзная проблема, чем внедрение искусственного осеменения. С мая 2015 г. почти на 5 рублей упала закупочная цена: с 22 до 17,5 рублей за кг. Причины всё те же: недобросовестная конкуренция со стороны фальсификаторов, снижение покупательского спроса, высокие кредитные ставки и требования к залогам. Есть и чисто региональные факторы. За последние два года закрылись либо резко сократили приёмку сырого молока 8 заводов, которые в совокупности принимали до 500 тонн молока в сутки. В результате произошло перераспределение этих объёмов на другие предприятия, что сказалось на закупочных ценах. Специалисты считают, что падение закупочных цен в сезон «большого молока» 2015 года продолжится, а производителям придётся потуже затянуть пояса.
 

Смотрите также: