Без бумажки. В Сибири вводят электронные полисы ОСАГО

Автомобилисты опасаются проблем из-за введения электронных полисов © / Екатерина Галузина / Коллаж АиФ

Накануне Нового года сообщество автолюбителей, в которое, по статистике, входит каждый третий житель Сибири, всколыхнула новость о введении электронного ОСАГО.

   
   

С 1 января 2017 года все страховые компании обязаны предоставлять клиентам возможность электронного оформления полиса ОСАГО. Для этого на своих сайтах страховщикам  нужно создать специальный раздел, который должен работать бесперебойно. За сбои в оформлении электронного ОСАГО страховым компаниям грозит штраф – 300 тыс. руб.

Гражданин соврамши

Как объяснил Николай Семенов, начальник управления контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций Сибирского ГУ Банка РФ, электронный полис вводится дабы обеспечить доступность услуги по страхованию обязательной автогражданской ответственности. Во многих регионах сейчас получить эту услугу достаточно трудно – страховщики либо отказываются её предоставлять, ссылаясь на отсутствие бланков, другие причины, либо в нагрузку к ОСАГО навязывают другие виды страхования.

Игроки рынка скорее озабочены новшеством, нежели рады ему. Они опасаются, что количество мошеннических действий на рынке ОСАГО возрастёт. Если, по словам Сергея МОРОЗА, руководителя представительства Российского союза автостраховщиков в СФО, сегодня 25–30% страховых случаев по ОСАГО так или иначе сопряжены с мошенничеством, то с введением электронного полиса этот процент может вырасти до 60. «Когда человек приходит оформлять полис «вживую», у страхового агента есть возможность взглянуть на его водительское удостоверение, техпаспорт и диагностическую карту транспортного средства, – объясняет Сергей Мороз. – Оформление электронного полиса подразумевает, что автомобилист сам вводит данные в систему и в течение пяти минут с ним должен быть заключён страховой договор. Проверить достоверность предоставляемых сведений в таких условиях невозможно».

Размер страхового взноса автовладельца зависит, главным образом, от мощности его машины, водительского стажа и того факта, становился ли он виновником ДТП. С учётом того, что вопрос взаимообмена информацией между ГИБДД и страховщиками до сих пор не решён, факт попадания в аварию можно скрыть, да и другие данные «подкорректировать».

Геннадий Плотников, председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков, советует автомобилистам всё-таки оформлять бумажный полис. Электронная система  может стать новым полем деятельности для кибермошенников, изрядно поднаторевших на

обмане пользователей электронных платёжных систем. Ничто не мешает им создавать сайты-клоны страховых компаний по аналогии с сайтами банков и таким образом похищать деньги автомобилистов. Если при этом страховые компании сократят значительную часть штата и перестанут закупать бумажные бланки ОСАГО – ведь это составит существенную экономию средств – на рынке начнётся полная неразбериха.

Автостраховщики добиваются замены денежных премий по ОСАГО так называемыми натуральными выплатами – когда потерпевший в аварии получает не деньги на ремонт своей разбитой машины, а непосредственно ремонт. Закон о натуральных выплатах уже прошёл первое чтение. Но  у защитников прав автомобилистов к страховщикам большой вопрос: кто будет контролировать качество выполняемых работ? Ведь на ремонтных работах в такой ситуации будут экономить по максимуму.

   
   

И наконец: как быть с гаишниками? Сейчас за отсутствие страхового полиса на водителя налагается штраф в размере 800 рублей. Как сотрудники ГИБДД будут контролировать наличие и подлинность электронного полиса при том, что, как уже было сказано, обмен информацией не налажен? 

Смотрите также: