Как выйти из пике? Власти хотят спасти главного перевозчика Новосибирска

Ежегодно 74 млн человек перевозит горэлектротранспорт © / Дмитрий Даневич / АиФ

Крупнейший муниципальный перевозчик Новосибирска – МКП «Горэлектротранспорт» – работает в убыток. Как вывести предприятие из финансового «пике», думали члены постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по городскому хозяйству.

   
   

Где обновлять пути?

«Для меня трамвай – самый удобный транспорт, он в пробках не стоит. Народу не так много, нет такой давки, как в автобусах и метро, можно и с колясками, и с сумками комфортно ехать, – говорит жительница Новосибирска, молодая мама Алёна ХУДЯКОВА. – Вот только трамвайчики наши уж очень «страшненько» выглядят. И холодно в них зимой ездить».

Действительно, многие трамваи и троллейбусы давно отслужили свой срок и изношены. Но, по словам руководства МКП «ГЭТ», средств на их ремонт не хватает. Народные избранники на месте решили разобраться, насколько эффективно работает предприятие. Выехав в Дзержинский филиал МКП «ГЭТ», депутаты осмотрели производственные помещения и подвижной состав, после этого обсудили программу модернизации предприятия на 2017–2019 годы.

Есть и другие проблемы: из 146 км трамвайных путей 50 находятся в аварийном состоянии. Особо плачевная ситуация на улицах Волочаевской, Связистов, Зыряновской. Для восстановления одного километра пути требуется не менее 17 млн рублей. А ежегодно необходимо ремонтировать более 7 км трамвайных путей. В прошлом году из-за отсутствия средств капремонт вообще не проводили.

Несмотря на финансовые трудности, в прошлом году впервые за много лет в Новосибирске была сдана в эксплуатацию новая двухпутная трамвайная линия от улицы Титова до нового жилмассива «Чистая Слобода». Также удалось закончить реконструкцию трамвайных путей на пересечении улиц Сибиряков-Гвардейцев и Вертковской, восстановить разворотное трамвайное кольцо на площади Маркса.

Где взять средства?

Тариф – 18 рублей, – несмотря на многочисленные просьбы перевозчиков, не меняли несколько лет. Между тем, как утверждают специалисты, себестоимость перевозки одного пассажира в 2016 году составила 22 рубля. В итоге убыток от перевозки пассажиров в прошлом году МКП «ГЭТ» вылился в 329 млн рублей.

К слову, в Санкт-Петербурге тариф на все виды транспорта 40 рублей, в Казани и Самаре – 25 рублей, в Челябинске – 23 рубля, в Омске – 22 рубля.

   
   

«Трамвай – перспективный вид транспорта, за ним большое будущее, если говорить о проекте «Скоростной трамвай», – считает депутат Совета депутатов Новосибирска Иван КОНОБЕЕВ. – Но если не вкладывать сюда средства, город может вскоре лишиться этого вида транспорта. Необходимо выделять предприятию бюджетную субсидию».

Чтобы избежать банкротства, специалисты МКП «ГЭТ» разработали программу развития предприятия на ближайшие три года. Сумма финансовых вложений – 900 млн рублей. Средства пойдут на приобретение и модернизацию подвижного состава, капитальный ремонт трамвайных путей.

Но где взять эту сумму? Депутаты считают, что есть три пути решения проблемы – обратиться к правительству региона за бюджетной субсидией, повысить тариф на перевозку пассажиров, ввести терминальную систему оплаты проезда, упразднив кондукторов.

«Мы ставим перед собой задачу сохранить городской электротранспорт, – говорит председатель постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по городскому хозяйству Игорь КУДИН. – Для этого необходимо, чтобы предприятие было рентабельным. Мы очень рассчитываем на помощь правительства региона. Город в одиночку с такой финансово ёмкой задачей не справится. В ближайшее время мы разработаем обращение к губернатору и председателю Законодательного собрания НСО с просьбой оказать предприятию господдержку в виде бюджетной субсидии».

Языком цифр
Ежедневно на улицы города выезжают 284 троллейбуса и 129 трамваев. Средний возраст троллейбусов составляет 18 лет, трамваев – 25. А нормативный срок службы для троллейбусов – 10 лет, для трамваев – 16 лет. Ежегодно Горэлектротранспорт перевозит 74 млн пассажиров.

Смотрите также: