Журналист «Аргументы и факты на Оби» Оксана Смирнова пообщалась с первым руководителем строительства метро в Новосибирске Михаилом Немилостивых.
Под землёй увидели небо
Тридцать лет назад, 28 декабря 1985 года, в Новосибирске завершилось строительство первой очереди метро. Сданы были первые пять станций – от Красного проспекта до Студенческой. Это было первоеи пока последнее в Сибири метро.
Строительством новосибирской подземки в те годы руководил Михаил Немилостивых, который по распределению приехал в Новосибирск в 1980 году. В «наследство» ему досталась одна символически забитая свая на месте будущей станции метро «Октябрьская». Прародительница метрополитена к тому времени почти полгода простояла в нетронутом виде после митинга по случаю начала большой стройки.
«В январе 1980 года, поработав уже четверть века на строительстве крупных оборонных объектов– подземного комбината в Красноярске и укрытия для атомных подлодок в Приморье, я был назначен руководителем строительства Новосибирского метро, –рассказывает Михаил Михайлович.– Мне было 48 лет. Хотя это считается вершиной человеческой зрелости, и к тому времени у меня был накоплен большой опыт работы. Но всё равно приступать к строительству первого в Сибири метро было всё-таки страшновато. С чего начать? Как не разменяться на мелочи и не затянуть сроки строительства подземки, которую так ждал весь город?»
Как вспоминает Михаил Немилостивых, главная проблема, с которой сразу же столкнулись, – отсутствие практики. Перенимать опыт строительства ездили в Москву. Первое время в Новосибирске метро рыли тоннельным щитом, модель которого применяли в строительстве московской подземки еще с 1932 года.
Первый тоннель для метро прокладывали от станции «Октябрьская» к «Площади Ленина». Следующий – от «Красного проспекта»к «Площади Ленина» рыли уже другим щитом, где ручной труд частично заменялся механическим. Работали сначала в две, а потом и в три смены, круглосуточно. Но не всё выходило гладко.
«Был такой случай, – признаётся экс-начальник метростроя. – Особенность новосибирского метро – в неглубокой закладке, глубина тоннелей всего 6–8 метров. Однажды это преподнесло нам неприятный «сюрприз» – неожиданно обвалился грунт. Приехали утром осмотреть тоннель, а сверху – большая дыра зияет. Из-под земли небо было видно. Оказалось, что в том месте в грунте было много песка и он легко осыпался. ЧП быстро устранили, а чтобы оно не повторялось, фиксирующие кольца стали устанавливать сразу».
Зато небольшая глубина новосибирского метро позволила использовать автотранспорт в подземном строительстве. «Грузовики задним ходом спускались в тоннель по наклонному спуску, забирали вырытый грунт, ехали до котлована, там разворачивались и вывозили землю наружу, – рассказывает Михаил Михайлович». Это очень облегчало работу.
Сначала неделю катали начальство
Строительство метро в городе одновременно велось на пяти станциях – от «Красного проспекта» до «Студенческой». Пока в одной рыли тоннель, в других забивали сваи, вели подготовительные работы.
«Весь центр города был перекрыт высоким забором, за периметр стройки вынесены инженерные коммуникации, что само по себе уже было большой работой, – рассказывает Михаил Михайлович. – Строительные заборы выросли в четырёх районах города одновременно. Транспорт пустили по объездным путям, но пробки в городе выросли ещё больше. Пешеходам тоже приходилось «наматывать» лишний круг, чтобы обойти стройку. Особо находчивые норовили срезать путь – под бетонным забором даже прорыли подкоп, который пришлось перекрыть. Недовольные были и среди городского начальства. Несколько раз мне выговаривали: что это такое – весь город перекрыт, ни пройти, ни проехать! А я отвечал: так давайте и правда – сначала одну станцию, потом другую и третью строить будем. Потихонечку да помаленечку, может, и запустим метро через полвека».
Такой аргумент действовал и на начальство, и на жителей города. Всем хотелось, чтобы метро в Новосибирске появилось как можно скорее. Первую очередь подземки построили за шесть лет. В строительстве, кстати, участвовали не только инженеры и рабочие, но и простые новосибирцы. «Работников предприятий не раз просили выйти на субботник, помочь убрать строительный мусор с площадок перед открытием, – вспоминает Михаил Немилостивых. – Работали с интересом, хотелось посмотреть, наконец, что же там – под землёй».
Строительство станции метро «Речной вокзал». Фото предоставленно Новосибирским государственным краеведческим музеем
28 декабря 1985 года первая очередь метро в Новосибирске была достроена. Но пассажиры не заходили в подземку ещё неделю. Всё это время на поездах новосибирской подземки катали начальство. «Не интереса ради, а чтобы протестировать на себе», – поясняет Михаил Михайлович.
Первые пассажиры зашли в метро 7 января 1986 года. «Люди радовались, обнимались», – вспоминает первый начальник Новосибирского метростроя. Проезд на метро в те годы стоил всего пять копеек, так что спускались в метрополитен часто из любопытства». В поездахв те годы можно было увидеть и красочную карту метрополитена вместе с запланированными станциями. Из открытых источников известно, чтов 1981 году была принята и утверждена Советом министров СССР Генеральная схема развития Новосибирского метрополитена. Она предполагала строительство 5 линий общей протяжённостью более 90 км (60 станций).
Но после 1995 года удалось построить лишь 3 станции, а с 2011 года строительство метро в Новосибирске вообще остановилось.Между тем мегаполис в последние годы на грани транспортного коллапса. Подземка могла бы значительно облегчить ситуацию.
Смотрите также:
- История подземелья. Как строился Новосибирский метрополитен? →
- Новосибирский метрополитен. 7 фактов →