Примерное время чтения: 6 минут
707

Новосибирский метрополитен. 7 фактов

Елена Иванова / АиФ

Новосибирский метрополитен стал для города таким же важным фактором развития, как железная дорога – сто лет назад. Благодаря тому, что подземка соединяет два берега Оби, она никогда не пустует, в отличие от нескольких других российских метрополитенов. А метромост и вовсе стал одним из самых узнаваемых символов мегаполиса. Каждый горожанин знает, что это сложное техническое сооружение побило все рекорды: новосибирский метромост – самый длинный на планете (вместе с береговыми эстакадами - 2145 м, 908 м из них – русловая часть). Но это не единственный примечательный факт о нашем метро.  

О том, что новосибирский метромост - самый длинный в России, жители города знают с детства. Фото: АиФ / Антон Кутлубаев

От идеи стройки до запуска прошло 30 лет

Впервые идею построить в столице Сибири метро озвучили в 1954 году, когда перспективу подземки внесли в Генплан развития Новосибирска. Миллионный житель в мегаполисе родился 9 июля 1962 года, а города-миллионники по негласному советскому стандарту могли всерьез претендовать на сооружение метро.

Строительство метрополитена Фото: АиФ/ Ксения Лисун

В 1975-м Алексей Косыгин, председатель Совета Министров СССР подписал постановление с текстом: "Разрешить приступить к проектированию первой очереди метрополитена в г. Новосибирске». Первую сваю на месте будущей станции Октябрьская забили 12 мая 1979 года, а ввели метрополитен в эксплуатацию 7 января 1986 года.

Счет пассажирам пошел на миллиарды

Миллионного пассажира Новосибирский метрополитен перевез в 1986 году, а миллиардного – в 1999-м. 

Впечатления от поездок в открывшемся в конце 80-х новосибирском метрополитене с редакцией АиФ-Новосибирск поделилась читательница Маргарита Терешкина: «Я тогда была школьницей-старшеклассницей. Торжественное открытие метрополитена было назначено на выходной, но, как обычно, это было мероприятие для ВИП-персон. Поэтому на следующий день, в понедельник, едва ли не четверть нашего класса убежала с уроков, чтобы покататься в метро. Запустили, если мне не изменяет память, линию из пяти станций: «Студенческая», «Речной вокзал», «Октябрьская», «Площадь Ленина», «Красный проспект». Проезд стоил пять копеек. На станциях были разменные автоматы, куда можно было опустить монеты 15-, 20-, 50-копеечного достоинства и получить горсть пятачков. Мы опускали сразу полтинник и обретали возможность проехать на метро десять раз. Мы выходили на каждой станции, поднимались на поверхность, смотрели, где расположен павильон, потом спускались обратно, снова платили пятак и ехали на следующую станцию.

В метро была особая атмосфера, создаваемая запахом креозота, интерьером подземных станций, прохладой. А главное, не было толчеи, присущей наземному общественному транспорту. Поэтому пребывание в метро настраивало на неторопливые философские размышления…»

Новосибирский метрополитен уже достаточно давно вышел на миллиардные цифры пассажиропотока. Фото: АиФ/ Елена Иванова

 ​На станциях нельзя спастись от ЧС

В Новосибирском метрополитене 32 эскалатора. На самом длинном 150 ступеней, на самом коротком – 75. Почти все станции расположены близко к поверхности земли и не могут быть убежищами. Самая глубокая станция – «Сибирская» (15 метров от поверхности земли). Самый короткий перегон  «Заельцовская» – «Гагаринская» (927 метров).

Станция, которая существует только на карте

Проектировщики метрополитена предполагали, что городские власти займутся развитием спортивной инфраструктуры на левом берегу Оби, а потому запланировали на Ленинской линии станцию «Спортивная».

Едва начатое под эстакадой моста строительство законсервировали, когда стало ясно, что грунты в этой местности слабые, требуют долгой и дорогой подготовки, а турбазы поблизости вовсе не растут, как грибы. Так что «Спортивную» законсервировали до лучших времен. Впрочем, здесь есть совмещенная подстанция, и достроить станцию можно будет при развитии прилегающей территории.

Первое в стране метро без дрожи

При сооружении перегона от «Сибирской» до «Маршала Покрышкина» новосибирские метростроители разработали и применили особую конструкцию пути с виброзащитой. Благодаря резиновой прокладке, которая гасит вибрацию, стало возможно проводить тоннель очень близко к жилым домам. Опыт новосибирцев теперь применяют во всей России.

Опыт новосибирского метростроения распространился на всю страну. Фото: АиФ / Ксения Лисун

Только щит поможет строителям победить воду

Между станциями «Березовая роща» и «Золотая нива» действует только один тоннель. Второй остается недостроенным – нужно пробить еще около полукилометра грунта, но нужный механизированный проходческий щит подрядная организация перевезла сначала в Сочи, а потом в Москву. Без этой техники строительству мешает, в частности, обилие подземных источников.

На прочность мост испытывали солдаты-штрафники 

В ночь проверки свежепостроенного метромоста на него вывели четыре состава из пяти вагонов, в каждый из которых солдаты дисбата погрузили по 650 мешков с песком (весом в 50 кг). Общий вес нагрузки достиг 1300 тонн. Поезда сначала несколько раз проехали по мосту, а затем некоторое время постояли на нем. Комиссия не зафиксировала никаких отклонений от нормативного поведения стальных конструкций.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах