Новосибирское метро – единственное в России за Уралом. Его строительство началось в 1979 году, а завершилось в 1985. По величине пассажиропотока новосибирская подземка – на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга.Но станций на двух линиях новосибирского метро в разы меньше, чем в столицах. Например, в Москве 12 линий метро и около 196 станций. Причёмстроительство столичной подземки практически не останавливается. По самым смелым проектам – к 2020 году в московском метро уже будет 267 станций. В Новосибирском же метрополитене, несмотря на большую протяжённость города, всего 13 станций, причём большинство из них расположено в центре города.
Неусыпное око
Сейчас метрополитен продолжает развиваться на средства, которые зарабатывает самостоятельно на перевозке пассажиров и размещении рекламы.
Например, усовершенствована система управления, которую сделали полностью компьютеризированной. Большой диспетчерский центр метро напоминает знаменитыецентры управления полётами. Специалисты в разных отделах на больших экранах следят за работой подземки и обеспечивают безопасность тысяч пассажиров.
В главной диспетчерской,или едином ситуационном центре,наблюдают за безопасностью при помощи 694 камер, то есть пассажиры под постоянным неусыпным компьютерным оком. Этопомогает заметить нарушения и вовремя сообщить о них в правоохранительные органы. Кроме того, архивные записи видеокамер помогают при выяснении обстоятельств происшествия.
За поездами метро на экранах мониторов следят в диспетчерской по их управлению. Техника замечает задержку состава на станции даже на секунду, а критическим считается отставание от графика на 1 минуту. Такая ситуация чрезвычайная, и диспетчерам приходится корректировать график. Владимир Куклин, старший поездной диспетчер-инструктор, доволен новшествами: «Раньше для того, чтобы управлять движением составов метро, существовала громоздкая система, которая занимала практически всю комнату. У нас стояли большие железные секции со схемами Ленинской и Дзержинской линий, отдельно был пульт управления. В 2001 году мы полностью перешли на современное оборудование. Сейчас везде компьютеры – стало намного проще».
На линии в час пик может находиться 17 поездов метро. В выходные график отличается от будней: выходит меньше поездови интервалы между ними увеличиваются.
Поезда проветривают метро
Даже если в Новосибирске отключится свет, то вподземке за счёт своих ресурсов будет светло ещё час. А если пассажир упал на рельсы, их мгновенно могут обесточить нажатием одной кнопки. За всё это отвечаетстаршийэнергодиспетчер.Выстроенные в ряд большие экраны показывают, как работает оборудование. Если что-то выходит из строя, то сразу же участок окрашивается на экране красным цветом.
Единственная диспетчерская, которая пока ещё не полностью переоборудована, – это центр управления эскалаторами, вентиляцией, тепловыми завесами и водопроводом. Вместо экранов здесь стеллаж с мигающими лампочками и рычажками. Александр Чибишев, главный инженер электромеханической службы,объяснил: «Зимой мы выключаем вентиляцию. А летом в зависимости от температуры на улицепостепенно включаем. Но основное проветривание в нашем неглубоком метро– от движения поездов».
Новая система управления метро особенно важна будет при расширении подземки. Но пока об этом жителям отдалённых районов приходится только мечтать и рассматривать схему перспективного развития метрополитена в мегаполисе Сибири.