Как сообщает пресс-служба музея г. Новосибирска, поезд-музей истории новосибирского метро начнет ходить в подземке 15 января.
Стены поезда расскажут пассажирам об истории строительства и работы новосибирского метро. Пассажиры новосибирского метро узнают, зачем для строительства станции надо было взрывать площадь Гарина-Михайловского и почему в первый день после открытия метро на полу нашли ведро пуговиц.
В поезде-музее четыре вагона. Первый посвящен удивительным фактам истории строительства метро. Например, вместо метромоста инженеры предлагали построить тоннель под дном Оби. Новосибирское метро – первое в мире, построенное при длительной (180 дней в году) отрицательной температуре. Чтобы успеть залить бетон при плюсовой температуре, к строительству метро широко привлекали добровольцев, школьников и студентов.
Новосибирск стоит на твердом гранитном основании, в котором невозможно проложить тоннель. Поэтому ветки метро пришлось прокладывать на маленькой глубине, а большинство станций вообще построено открытым способом. Строители должны были очень постараться, чтобы не разрушить здания в центре города и защитить их от шума и вибрации.
Ветераны новосибирской подземки поделились воспоминаниями, которые тоже вошли в юбилейный проект. Так, первый день работы метро вечером 7 января после закрытия уборщики собрали ведро пуговиц и несколько десятков детских ботиночек. Пуговицы были оторваны в давке, а ботиночки слетали с толпе с детей, которых горожане несли на руках. Миллионный пассажир был перевезён на пятый день работы метро.
Во втором вагоне можно найти яркие факты отдельных станций новосибирской подземки. Один из них: при строительстве станции Гарина-Михайловского пришлось взрывать грунт – сваи не шли в грунт из-за старого булыжного покрытия привокзальной площади.
А площадь Маркса – последняя станция, построенная в Советском Союзе – она запущена 26 июля 1991 года.
Третий вагон посвящен будням метро. В новосибирском метро всегда ходили составы из четырёх вагонов. Только один раз в 1985 году сформировано четыре пятивагонных состава для испытаний метромоста. В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком, и получился состав весом 1300 тонн.
Стены четвертого вагона расскажут об удивительных подземках мировых мегаполисов. Например метро Дубая работает полностью в автоматическом режиме – в его поездах нет машинистов. Наряду с обычными вагонами поезд имеет специальные вагоны только для женщин, а также VIP-вагоны «Золотого класса» с кожаными креслами. Станции мадридского метро настолько огромны, что их используют для проведения фестивалей.