Мошенников не пугают ни драконовские штрафы – с этого года наказание за нарушение физико-химических показателей топлива существенно ужесточилось, ни судебные прецеденты, когда автомобилисты отсуживали у АЗС компенсации за ремонт дорогостоящих автомобилей.
«Бодяжат»
Как рассказала руководитель Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта Людмила Гаталай, в 2018 году её ведомство проверило 136 АЗС в Сибири. На 28 из них специалисты выявили нарушения. Штраф в размере 500 тыс. руб. за «разбодяживание» бензина получила одна автозаправка в Омске, четыре АЗС – в Томске, столько же – в НСО. «Очень много жалоб по Алтайскому краю и Республике Алтай», – говорит Людмила Гаталай.
Очень странная ситуация, по словам руководителя ведомства, сложилась в Кемеровской области и Бурятии: «Большинство АЗС относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, в отношении которых запрещено проводить внеплановые проверки. Поэтому мы работаем только по жалобам и, прежде чем идти на предприятие, должны согласовать свои действия с прокуратурой. В прокуратуре Кемеровской области такие проверки не всегда согласовывают, так как не усматривают в суррогатном бензине угрозы жизни и здоровью людей». Такая же ситуация была в Бурятии. Но там всё изменилось после вмешательства Генпрокуратуры РФ.
Самое маленькое количество жалоб – в Тыве и Хакасии. Хотя, скорее всего, это связано с тем, что названные регионы – одни из самых бедных в Сибири. Там просто очень мало автомобилистов.
Вывести из серой зоны
Президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская называет причины, по которым на рынке появляется суррогат. Во-первых, недостаточный и неправильно распределённый контроль. «Поддельный бензин производят не на АЗС. «Серая» зона – на этапе хранения, перевозки и перевалки. Делается это на подпольных нефтебазах, о существовании которых проверяющие не знают», – считает Юлия Золотовская. Найти эти заводы, уверена президент ассоциации, можно – было бы желание.
Вторая причина – дефицит топлива на внутреннем рынке. Мировые цены на нефть побуждают российские добывающие компании львиную долю сырья продавать за рубеж. Уже сейчас в Сибири дефицит дизельного топлива и бензина АИ-92. «При таких обстоятельствах в ситуацию должно вмешаться Минэнерго. Но оно почему-то не вмешивается!» – недоумевает Юлия Золотовская.
Между тем поступление бензина на внутренний рынок в 2018 году сократилось на 4%. Вкупе с повышающимися с 1 января 2019 года топливными акцизами на 50% и НДС на 2% этот факт заставляет ожидать в начале следующего года очередного резкого скачка цен на ГСМ. Во многих городах в связи с этим уже подняли стоимость проезда в общественном транспорте.
Новосибирские транспортники назвали экономически обоснованную цену поездки в автобусе – 59 руб. При таких обстоятельствах сибирякам придётся отказаться не только от личного транспорта, но и от поездок на автобусе.
Что делать, если автомобиль сломался после заправки
1. Сохранить чек с АЗС
2. Обратиться в экспертную организацию и уведомить о проведении экспертизы АЗС
3. Если эксперт установил причинно-следственную связь между поломкой автомобиля и качеством топлива – обратиться в АЗС с претензией
4. Если претензия не будет удовлетворена – добиваться компенсации через суд
Смотрите также:
- В Новосибирске разбавляют бензин меньше, чем в других регионах СФО →
- «Бодяжат» кто во что горазд. Качество бензина в Сибири падает →
- Обсчитывают и обвешивают. Контроль за предпринимателями ослаб →