Возрождение промышленных гигантов

Елена Иванова / "АиФ-Новосибирск"

   
   

В Новосибирске создали агентство инновационного развития, которое попытается реанимировать местные крупные предприятия промышленности. Первой попыткой агентства станет НПО «Сибсельмаш», которое ещё несколько лет назад было признано банкротом.

Как выйти из банкротства?

Это крупнейшее машиностроительное предприятие региона, раскинувшееся на территории почти 100 га в Ленинском районе Новосибирска, выпускало сельскохозяйственную технику, горно-шахтное оборудование, запорную и другую арматуру. В годы ВОВ каждый третий снаряд на фронте был изготовлен здесь. Но осенью 2012 года предприятие признали банкротом. На тот момент сумма обязательств перед кредиторами достигла более 1,6 млрд рублей. Три четверти рабочих некогда машиностроительного гиганта оказались не у дел. Предприятие с 2010 года находится под контролем госкорпорации «Ростехнологии». Но, несмотря на внешнее управление, заметных положительных сдвигов не было.

А вот сейчас настали времена, когда под лозунгом ипортозамещения у отечественных производителей появился шанс для возрождения. Город Новосибирск, естественно, в этом очень заинтересован — чем больше действующих компаний, крупных производств на его территории, тем больше поступает налогов в местный бюджет.

Александр ПОЛЯКОВ, конкурсный управляющий НПО «Сибсельмаш», рассказал, что задолженность на 1 марта 2015 года так и осталась на уровне 1,6 млрд рублей. Но, по его словам, надежда на возрождение всё-таки есть.

«За последний год нам удалось сократить кредиторскую задолженность на 40 млн руб. — рассказывает он о ситуации. — А вот собрать дебиторскую задолженность очень сложно — у завода более 600 должников, и у каждого — несколько договоров. Ощущение такое, что предприятие свои активы просто раздаривало. Сейчас пытаемся сделать оценку имущества, оформляем право собственности на все здания. Часть имущества (порядка 5%) — станки, здания, базы отдыха — продаём».

   
   

У завода есть своя котельная, которая снабжает теплом не только здания бывших цехов, но и часть жилых домов Ленинского района города, тубдиспансер. Сегодня в бывших цехах на территории завода разместилось 150 фирм, где работает 3,5 тысячи новосибирцев. У «Сибсельмаша» в 2014 году впервые за несколько лет, в основном за счёт арендаторов, появилась прибыль 32 млн рублей. Но говорить о возрождении серьёзного большого производства не приходится. Дальнейшая судьба предприятия видится управляющему в трёх вариантах.

«Было бы идеальным, — продолжает он, — если бы нашёлся инвестор, способный выкупить долги завода и вложить средства в развитие нового производства. Но за 2,5 года желающих не нашлось. Можно просто продать оставшееся имущество предприятия. Но это, на мой взгляд, неразумно, хотя бы потому, что после этого вскоре разрушится инфраструктура. А без отопления деятельность фирм, что находятся на территории завода, остановится, и бизнесу придётся искать себе новый приют. Нужно сохранить этот комплекс. Вот если бы все наши кредиторы пришли к мировому соглашению и заморозили долги, завод мог бы просуществовать до лучших времен».

Денег, которые Сибсельмаш сегодня зарабатывает, по словам управляющего, хватает даже на то, чтобы гасить понемногу долги.

Что делать дальше?

Госкорпорация, под внешним управлением которой находится бывший промгигант, все эти годы просто следила за тем, чтобы здания и участки земли не были разбазарены. Но бесконечно ждать невозможно. Что делать дальше?

Анна УШАКОВА, представитель государственной корпорации «Ростехнологии», за сохранение этой промышленной зоны.

«Промплощадка здесь весьма привлекательная, — поясняет она свою позицию, — хорошая логистическая обеспеченность (есть подъездные пути — железная и автомобильная дорога). Корпорация считает, что на этой территории можно развить новое производство, но для этого нужно найти инвестора и привлечь крупные заказы, в том числе для оборонной промышленности. Крупное производство можно возродить, если создать индустриальный парк с общим координационным центром. Если город в этом заинтересован, то это задача муниципалитета».

Странная, мягко говоря, позиция у госкорпорации «Ростехнологии», у которой, несомненно, больше, чем у муниципалитета в сибирской глубинке, и средств, и возможностей. Для возрождения промышленного гиганта необходимо наукоёмкое производство, крупные государственные заказы, современное оборудование. Говоря другими словами, речь идёт о миллиардных вливаниях. Где взять такие деньги? И главное — где взять технологии того самого наукоёмкого производства, которое бы стало очень востребованным и в других регионах, и за рубежом? И смогут ли на время забыть о долгах банкрота его кредиторы — государственная налоговая служба, мэрия, торговый дом НПО «Сибсельмаш», ООО «Гормаш»? В общем, пока плывущему из последних сил в море вопросов и проблем предприятию земли на горизонте не видно.

Мнение власти.

Индустриальный парк — хорошая идея

Анатолий Локоть, мэр Новосибирска:

— Завод «Сибсельмаш» за заслуги перед отечеством награждён тремя орденами, с ним связана судьба многих известных людей. Это один из символов города. Но всё это в прошлом. Сейчас в процессе реструктуризации нашей экономики и промышленности происходит санация предприятий. Остаются промышленные площадки с полной инфраструктурой, которые должны использоваться более эффективно в интересах развития нового производства. У нас есть идея — сохранить «Сибсельмаш» как промплощадку, чтобы здесь было создано новое производство. Ведь это рабочие места для новосибирцев, налоги, которые будут поступать в бюджеты всех уровней, в том числе в бюджет Новосибирска. Все понимают, как важно начать новое производство по наукоёмким технологиям, но непонятно, как это сделать? С чего начать? Какова должна быть стратегия нового производства?

Мне кажется, что создание индустриального парка — перспективная идея. На днях у меня должна состояться встреча с представителем госкорпорации «Ростех», которой принадлежит пакет акций «Сибсельмаша». У них уже выработан определённый план. Мы познакомимся с ним, изучим и будем думать, что делать дальше. 

Мнение эксперта.

Спасение в грамотном руководстве

Валерий ЭДВАБНИК, заместитель генерального директора ОАО «НИИЭП»:

— «Сибсельмаш» работал в основном на оборонный комплекс страны. Но совершенно ясно, что сейчас возобновление производства по профилю невозможно — слишком устарели морально и физически и цеха, и станки. Для нового производства необходимо и современное новейшее оборудование. Какой инвестор захочет вкладывать средства в предприятие, которое не продаётся. Ведь оно находится под управлением госкорпорации «Ростех». Но его представители только говорят, и дальше слов ничего не видно. Вот есть хороший пример возрождения: завод имени Чкалова корпорация «Сухой» хотела закрыть. Но его руководство убедили сохранить предприятие, и его спасли! Сегодня завод производит самолёты, есть крупные государственные заказы.

Мы тоже смогли возродить завод «Луч», что находится рядом с «Сибсельмашем» только лишь потому, что мало слушали «Ростех», делали в основном по-своему. Сейчас идёт хорошая тенденция по увеличению производства, к 2018 году наш «Луч» станет крупнейшим производителем современных систем вооружения. Главное, чтобы предприятием руководили заинтересованные люди. А «Ростех» далеко, и в его заинтересованность как-то не слишком верится. Дело в том, что прошло уже несколько лет, как эта корпорация взяла на себя контроль над управлением этого завода. Но дело в мёртвой точки не сдвинулось. 

Колонка. Новаторам снизить налоги Никита Иванович Суслов, доктор наук, завотделом Института экономики и организации производства СО РАН:
О том, что России нужно слезть с нефтяной иглы, говорится уже не менее 20 лет, но дальше слов дело не продвигалось. Российские элиты, в той или иной мере обладающие властью или влиянием, ориентированы на извлечение и делёж ренты. Сложившаяся экономическая система страны до недавнего времени справлялась с этой задачей вполне успешно. Но теперь лафа кончилась, стоимость нефти заметно снизилась и, более того, европейские страны заговорили о том, что хотят избавиться от российской энергетической зависимости и кое-что делают для этого. И уже понятно, что буксует старая отечественная структура экономики, замкнутая на добыче природных ресурсов. Управление такой экономикой, основанной на крупных госкомпаниях, шло в ручном режиме, что плохо для рыночных механизмов, подавляет конкуренцию и не поддерживает малый и средний бизнес. Назрела реиндустриализация экономики страны вкупе с её диверсификацией, а для этого требуется развитие наукоёмких производств. Печально при этом, что в России практически нет спроса на инновации. Хотя у нас полно интересных научных разработок, зачастую выполняемых энтузиастами. Учёные, пытаясь внедрить их в серийное производство, бьются как рыба об лёд. Потом, разочаровавшись, либо продают их за рубеж, либо кладут под сукно… А всё потому, что одной новой идеи недостаточно, проект необходимо готовить, а инфраструктуры для этого нет! Необходимо выстроить цепочку: конструкторские бюро, опытные полигоны, где будут изготавливать образцы, требуется агрессивная реклама для того чтобы привлечь инвесторов. Создать такую инфраструктуру и условия для того, чтобы бизнес захотел развивать новое, может только государство – у него есть налоговые рычаги. Например, фирмам, которые занимаются внедрением инноваций, нужно существенно снизить налоги, дать им возможность получить длинные кредиты на несколько лет под очень маленькие проценты. Но есть ещё одна проблема – как понять, насколько высока вероятность, что новая продукция будет востребована рынком? Производители должны быть заинтересованы в поиске новых рынков не только за рубежом, прежде всего – в России.

Справка: Деньги в разработки
В Швеции проживают 8,8 млн человек. Высокое благосостояние народа строится на наукоёмких производствах. Здесь есть авиастроение и ядерная энергетика, автомобилестроительные компании, отрасль по производству вооружений, телекоммуникационная, две крупные фармацевтические группы. Превращение из бедной аграрной страны в индустриальную произошло благодаря природным ресурсам – лесу, железной руде. За счёт них поднялась высокоёмкая ориентированная на экспорт промышленность. Компании Швеции тратят большие средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. В течение многих лет шведские промышленные предприятия входили в число наиболее активных международных инвесторов в мире, что выражается в показателях на душу населения или в отношении к ВВП.

Смотрите также: