Сама идея проведения фестиваля родилась в тот момент, когда власти Новосибирска отказались санкционировать появление мемориальной доски на доме, где жила Яна Дягилева.
«Не захотели увековечить нашу Янку, Янку-вопленицу, поэта, музыканта, властительницу дум, говорят участники фестиваля, - Но чтить наследие таланта можно по-разному: мемориал Янке в виде ежегодного (очень на это надеюсь!) рок-фестиваля намного лучше, чем наличие доски на когда-то родном ей доме». Но, обо всем по порядку.
У входа в ДК «Прогресс» нас встретил организатор фестиваля Валерий Григорьев, вручил бейджики для СМИ, и сразу умчался, обещая на бегу, что скоро вернётся. Возвращаться, кстати, по своей воле он не стремился, приходилось находить, дёргать его, отвлекать вопросами, но суматоха была хорошая, правильная, деловая. В это время в ДК съезжались музыканты, репетировали, пробовали звук. Атмосфера в зале накалялась с каждой минутой. И дело даже не в том, что музыканты, высказывая свое недовольство работой звукооператора, или несобранностью команды, за словом в карман не лезли. Нарастало ощущение грандиозности готовящегося праздника.
Она потрясающе актуальна!
О том, что значит творчество Янки Дягилевой для молодых музыкантов, я говорила с ребятами из новосибирской группы «Этажи», Евгением Пришвиным, гитаристом, и его супругой Светланой, солисткой группы.
«Я рос на сибирском роке – на «Гражданской обороне», на Янке Дягилевой, - говорит Евгений, - с песнями Янки я познакомился после того, как прикипел к творчеству Егора Летова, и серьезно занялся изучением этой музыки. Янка, Башлачёв – я открыл для себя этих уникальных поэтов, увы, после их смерти. Рок, в первую очередь – это протест, и в каждой песне Янки – вызов жизни, обстоятельствам, ее не 3страивавшим. Кстати сказать, сегодняшние рокеры почему–то забыли, что рок – это всегда андеграунд, всегда против шерсти. Сегодня рокерами называют себя люди, играющие милые песенки в более-менее тяжелой обработке. А музыканты, такие как Янка, поражали своей харизмой и честностью Неважно, насколько хорошо они играют, насколько качественно сложен стих – уровень энергетики сумасшедший».
«Янка для меня – моя современница, - поддерживает мужа Светлана, - Она потрясающе актуальна, словно песни свои писала не двадцать лет назад, а сегодня. Я услышала ее песни совсем недавно, как познакомилась с Сергеем. Меня в них поражает пронзительность, постоянное нахождение на самой высокой ноте. Свои песни она пела, но ощущение постоянного крика, невыносимой боли и невыносимой же нежности. Думаю, она, как никто, умела любить, и ей, как никому, приходилось терять друзей и любимых. Да, и еще одна черта ее творчества – абсолютная, жестокая честность. Святой она не была, но жить на таком нерве – это особый талант, требующий немалого мужества…»
Женская контркультура
Одиозная фигура, солист и создатель «Калинова моста» Дмитрий Ревякин оказался на удивление прост в общении, и даже слегка застенчив – вот уж этого не ожидала от знаменитости.
«Я не был знаком с Яной близко, - признаётся Дмитрий, - только на концертах пересекались. И творчеством ее я тогда не был задет настолько, чтобы ее изучать. Но сейчас, когда мы выбирали, какую из ее песен будем исполнять в концерте, я много ее слушал. Она молодец, умела отразить время, убедительно у Янки это получалось… Она не была, так сказать, белой вороной – в Советском Союзе было и сегодня есть много бардесс. Женщин, пишущих и исполняющих авторские песни. Огромная заслуга Яны в том, что она направила свое творчество в неженское русло – в сторону контр-культуры, в сторону анти-музыки. Фестиваль, организованный в ее родном городе в память о ней, – сам по себе прекрасный мемориал, потому что главным в ее жизни было творчество, оно и осталось нам как наследство, подарок. Но неплохо было бы, чтобы в городе появилась хотя бы мемориальная доска. Новосибирск не так богат на яркие личности, оставившие свой след в культуре андеграунда».
Не упускайте шанса!
Уникальный музыкант, бард, художник звука и слова Юрий Наумов, начинавший музыкальную карьеру в Новосибирке, приехал в наш город. Чтобы выступить на фестивале, который, по его мнению, совершенно необходим столице Сибири.
«Задумайтесь, сегодня в Новосибирске, третьем городе страны, нет ни одного музыкального события общероссийского масштаба, - сказал Юрий, - да, случаются джазовые, балетные фестивали. В городе выступают классические музыканты мирового уровня. Но уникального события, которое смогло бы объединить людей самых разных интересов, до сих пор нет. Участие в этом фестивале для меня не только возможность почтить память прекрасного музыканта, но я хочу поблагодарить город за тот трамплин, который он мне когда-то предоставил, вернуть долг. Кроме этого, я хочу, чтобы все – не только поклонники творчества Янки, но и все сибиряки поняли, насколько важен этот фестиваль, поняли, что начинание это не должно заглохнуть. У фестиваля есть шанс стать событие национального масштаба. Не дайте, пожалуйста, не дайте ему заглохнуть».
Смотрите также:
- Юрий Наумов: «Янка Дягилева не дает права на духовную халяву» →
- Янкин день. Музыканты «вспомнили» Дягилеву рок-фестивалем →
- Семь лет без Летова →