В те времена самогоноварение было престижным занятием, свойственным помещикам. Изобретение самогонного аппарата существенно облегчило проблему переработки урожая. Рецепты эксклюзивных наливок и настоек, которыми
СВЕЖО ПРЕДАНИЕ | |
---|---|
В Сибири любили и уважали различные наливочки и настойки |
В Сибири из самодельного спирта изготавливали различные наливки и настойки, добавляя ягоды и плоды, а также традиционно растущие здесь лекарственные травы: душицу, полынь, зубровку, зверобой, тысячелистник, донник, благодаря чему домашний алкоголь приобретал еще и целебные свойства.
В помещичьей усадьбе погреба, наполненные емкостями с самодельными напитками, считались показателем достатка и благополучия.
Корень зла — кабак
Новосибирский историк Дмитрий РАЕВ, автор монографии «Заметки о кабаке и пьянстве в феодальное время», отмечает, что традиции самогоноварения и культурного пития были разрушены как в европейской части России, так и в Сибири с массовым появлением кабаков. Первый кабак появился в Москве в 1552 году, после взятия Казани. Иван
Таким образом, исследователи делят историю питейных традиций на Руси на два периода: до появления кабаков, когда напитки изготавливались дома и употреблялись представителями высших слоев общества культурно и в разумных количествах, и после появления кабаков. Именно в появлении кабаков историкам видится причина упадка русской народности. Неизменным спутником кабака становится разорение и деградация населения.
«Проблема спаивания населения была актуальна и для Сибири», — продолжает Дмитрий Раев и приводит в пример переписку верхотурского воеводы князя Борятинского с царем в августе 1623 года. Князь спрашивает царя, как быть с местным кабаком, ибо «население всех чинов пристрастно к спиртному», и приводит в пример Тобольск, где кабак закрыли. Ответная царская грамота гласила, что закрывать кабак в Верхотурье нецелесообразно, так как через этот город идет интенсивное транзитное движение и путешественники в тандеме с местным населением, посещая кабак, обеспечивают немалую прибыль казне.
Не кури и не вари
С сентября 1628 года изготовление спиртного в домашних условиях в Сибири было запрещено, о чем свидетельствует царская грамота уже другому верхотурскому воеводе, Семену Гагарину, «Об отборе и покупке у
Со временем падение нравов в сибирских кабаках стало еще более глубоким, чем в центральной России. Авторы — составители сборника документов «Первое столетие сибирских городов XVII века» пишут, что «в Сибири в кабаках имелись присланные за блуд с Руси женщины». В кабаке часто пропивали все имущество, выходя из кабацкой избы в одном исподнем. При этом в XVI веке даже существовал указ, по которому никто, даже члены семьи, не могли увести из кабака посетителя, пока он сам не изъявит желания покинуть заведение.
Подпольное самогоноварение, достигшее своего расцвета в СССР и воспетое исполнителями блатных песен, уходит корнями опять же в XVI век. В Сибири домашнюю водку называли самосидкой. Этот продукт имел крепость порядка 50 градусов и изготавливался исключительно для собственного употребления.
В середине 80-х годов ХХ века, во время горбачевской антиалкогольной компании, нанесшей колоссальный удар по экономике страны, наличие самогонного аппарата и приготовление на нем напитков считалось уголовным преступлением и наказывалось тюремным сроком в три года. Однако самогонщиков это не останавливало, так как спрос на самодельные крепкие напитки в условиях их тотального дефицита был велик.
После того как законодательный запрет на изготовление домашнего алкоголя отменили, в Сибири стали активно возрождаться традиции самогоноварения. Подтверждение тому — появление в Сети, так сказать, клубов по интересам, где люди делятся рецептами (весьма разнообразными) и впечатлениями.
Смотрите также:
- Кому в Сибири жить хорошо? Эксперт - о доходах населения →
- Кто первым привёз в Сибирь пенный напиток? →
- ... Чили будет закупать зерно на Алтае? →