Композитор Беньямин Юсупов: «Музыка не терпит лицемерия»

Беньямин Юсупов. © / Из личного архива

Беньямин Юсупов сегодня один из самых востребованных композиторов мира. Сейчас в это трудно поверить, но ему пришлось долго отстаивать своё право на композиторскую деятельность.

   
   

Досье
Беньямин Юсупов, израильский композитор, пианист и дирижёр. Родился 22 ноября 1962 г. в Душанбе. Обладатель премии Союза композиторов СССР (1989), премий Clone (1992 и Sherover (1993), премии премьер-министра Израиля (1999 и 2008), премии ACUM (2002 и 2004) и премии Ландау исполнительских искусств (2007).
Выпускник Московской консерватории и уже успешный дирижёр в 1990 году, сразу после окончания высшего учебного заведения, уехал со своей семьёй в Израиль. Но музыкальные академии Израиля не заметили юсуповский талант. Его никуда не приглашали, ничего не предлагали. Он не жаловался, не отчаивался. Но нужно было на что-то жить, и он устроился на работу… дворником и трудился на этом поприще несколько лет. При этом из неласково его встретившей страны уезжать не собирался — он потом скажет: «Знал, что здесь, в Израиле, мой дом». Так продолжалось, пока Юсупов не принял участие в конкурсе на лучшее произведение, посвящённое открытию концертного зала на озере Кинерет. Его наконец заметили, оценили, стали приглашать дирижировать. О его произведениях как об одних из своих любимых говорят сегодня самые прославленные музыканты мира. И вот новое его сочинение — концерт «Голоса скрипки» — будет впервые исполнено 3 апреля 2014 года на сцене концертного зала им. Каца в Новосибирске.

Особенности новосибирской школы

Варвара Канаева, АиФ-Новосибирск: — Вы неоднократно писали музыку для скрипачей новосибирской школы, для учеников Захара Брона — Максима Венгерова, Ильи Коновалова и Вадима Репина. Вы можете сказать, почему сегодня сибирские скрипачи считаются одними из лучших в мире? Что в них особенного?

Беньямин Юсупов: — Я думаю, что всё зависит от личности человека, двух людей — учителя и ученика. И от условий — если у творческого человека, которому есть что сказать, получается комфортно работать, то будут очень хорошие результаты. Так случилось, что именно в Новосибирской консерватории сошлись все составляющие успеха — чуткий, мудрый учитель Захар Брон, талантливые и, что очень важно, трудолюбивые, преданные своему делу до фанатизма ученики и хорошие условия работы для всех. Это была лаборатория успеха, в которой воплощались самые смелые педагогические идеи.

Б.Юсупов: Синтез в искусстве дает хороший результат. Фото: Из личного архива

Интересно, что когда Захар Брон переехал на Запад, условия его работы улучшились и учеников стало больше. Но почему-то среди нет известных имён. Это доказывает, что искусство — такая сложная материя, которую никогда нельзя полностью разгадать. Что-то было в Новосибирске такое, что дало возможность появиться плеяде музыкантов мирового уровня. Может быть, дело в том, что в советской системе обучения в процесс познания музыки была вовлечена вся семья — мамы и бабушки обязательно присутствовали на уроках, затем дома следили, чтобы маленький талант выполнял все пожелания учителя. К тому же дети виделись с учителем ежедневно, а значит, постоянно росли.

— Один из тех новосибирских гениальных мальчиков, а ныне один из самых прославленных скрипачей мира Вадим Репин на Первом Транссибирском фестивале будет исполнять концерт для скрипки с оркестром, который вы посвятили ему... Что это за концерт?

— Я уже не первый раз работаю с великими музыкантами, писал для Максима Венгерова, для виолончелиста Миши Майского… Я стараюсь каждый раз создать новую, необычную концепцию произведения, потому что очень много хорошей музыки уже написано, а писать в подражание или делать какое-то серое сочинение не хочется.

   
   

Например, для Максима Венгерова я написал концерт, который называется «Виола, танго, рок». Максим должен был играть не только на классической виоле (скрипке), ему пришлось освоить электровиолу. Кроме этого, он вынужден был научиться танцевать танго! Такой синтез искусств дал очень хороший результат — этот мой концерт сегодня уже исполнили по всему миру более пятидесяти раз!

Ещё одна очень важная часть написания музыки — надо учитывать личность, которой будет посвящен концерт. Музыкант должен чувствовать себя комфортно, музыка должна ему нравиться. Вадим — человек глобальный, человек мира. Поэтому я решил в одном концерте представить шесть разных стилей игры на скрипке. Этот инструмент у разных народов, в разных культурах звучал по-разному. Мне кажется даже, что у неё есть разные души и разные лица. Концерт «Голоса скрипки» должен дать возможность увидеть все ипостаси скрипки здесь и сейчас.

Все начнётся с ренессансного звучания. Так этот инструмент звучал в XIII–XIV веках, смычки тогда были другие и манера игры совершенно фантастическая. Вторая часть — ирландская скрипка, это народное скандинавское звучание, свободолюбивое, даже буйное. В третьей части зрители услышат индийскую рагу, совершенно непривычную для нас музыку. Кстати, если не видеть инструмент, вы никогда не догадаетесь, что скрипка может так петь! Концерт Вадим сыграет на классическом инструменте Гварнери. Четвёртая часть познакомит вас с цыганской, балканской скрипкой, а пятая — с джазовой душой этого чудесного инструмента. Шестая часть вернёт слушателям романтическую скрипку, такую, как мы привыкли слышать, если, конечно, вам повезло с исполнителями…

Фальшь убивает восприятие

— Сегодня намного чаще классической звучит поп-музыка. Как вы относитесь к этому?

— Я, кстати, очень люблю популярную музыку и считаю, что сегодня нельзя разделять музыку на попсу и классику. Есть хорошая и плохая. Много современных композиторов, работающих в классической манере, пишут такие странные, скучные произведения, которые никому не интересны. А в поп-музыке есть шедевры, я вас уверяю! Потом я сужу по своим детям — у них есть множество гаджетов, на которые они записывают музыку. Часто они не знают название понравившегося произведения, но там рядом с растиражированными эстрадными композициями соседствуют фрагменты симфоний Малера, Чайковского и т. д. Они оценивают музыку не по её стилистической принадлежности, а по достоинствам. Если произведение интересное, глубокое, то оно затрагивает душу и его хочется слушать. А шелуха сама отпадёт, будьте уверены.

— А ваша музыка встречается в излюбленных композициях ваших детей?

— К счастью, да. Они её слушают. А потом говорят мне: «Папа, когда мы слушаем твои произведения, мы просто видим тебя, всю твою душу и все твои переживания. Видим тебя как личность». Это меня очень радует. Когда человек искренен в своём творчестве, адекватен в нём, то это слышно, и это подкупает, это даёт произведению индивидуальность, ведь каждый человек неповторим. Я давно понял, что музыка не терпит лицемерия — фальшь в разговоре можно не заметить, но фальшь, звучащая со сцены, убивает восприятие, доверие слушателя. Этого нельзя допускать.

Смотрите также: