Об особенностях фестиваля рассказывает всемирно известный скрипач Вадим Репин.
Знаменитости – в гости к нам
– Вадим Викторович, расскажите, что отличает Транссибирский арт-фестиваль от других крупных музыкальных событий?
–Главная идея нашего фестиваля – эторазносторонность. В рамках этого события мы объединяем разные направления искусства: танец, оперное пение, живопись, документальное кино, симфоническую музыку. Мы расширяем своиграницы, вводим в программу новые жанры. Например, в этом году в дни фестиваля пройдёт выставка картин талантливой художницы Марии Кононовой. Её работы уже видели в Риме, в Париже, в Нью-Йорке и в Москве, теперь с её творчеством познакомятся и новосибирцы.
Кстати, второй фестиваль пройдёт накануне 175-летия Петра Ильича Чайковского, и в честь этого музыканты исполнятего самые известныепроизведения: фрагменты из опер «Иоланта», «Пиковая дама», «Славянский марш», знаменитую Пятую симфонию.
–Вы много выступаете по миру с сольными концертами и с оркестром, уже заслужили международное признание, получили престижные награды и теперь даже организовали фестиваль искусств. Какой следующий этап развития как музыканта?
–Я на сцене с 11 лет и за эти годы много чему научился. Разучивал новые произведения, знакомился сразными людьми, долго выстраивал отношения с оркестром. Ведь самое важное в любой командной работе – это хорошо чувствовать друг друга и понимать без слов. Сейчас я созрел для того, чтобы расширить свой взгляд на музыку, и, думаю, скоро попробую себя в качестве дирижёра.
–Актёры говорят, что сцена – это и жизнь, и работа.
–Каждый концерт – это отдельная история. Иногда прямо на сцене у меня из рук падает смычок, а на скрипке рвутся струны.Тогда я беру скрипку у одного изучастников оркестра, а он в это время меняет струны на моём инструменте. Зрители ничего не замечают: если из 40 скрипок одна перестанет звучать, на музыке это не отразится.Хоть я и не могу назвать такие случаи исключительными, они происходят часто, но я всё равно воспринимаю их болезненно. Потому что незнакомый инструмент для музыканта – это всегда стресс,к скрипке нужно долго привыкать.Я перепробовал не одну скрипку до тех пор, пока не нашёл свою, ту, с которой мы вместе много лет. За годы совместной работы она стала для меня настоящим союзником и верным партнёром.
Взлёт рядом с падением
–Как вы оцениваете уровень современной музыкальной школы?
–В России есть хорошие музыкальные школы, гдепрофессиональные учителя воспитывают талантливых учеников, каждый из которых может стать знаменитым музыкантом. Шанс есть у всех, вопрос в том, что не всем в итоге повезёт. Единственное, чего бы мне хотелось пожелать современным школам, причём не столько музыкальным, сколько общеобразовательным, – уделять музыке больше внимания. Она заинтересует молодёжь, если будет преподаваться системно, в таком же объёме, как основные школьные предметы.
–Почётно ли в наше времябыть музыкантом?
–В любое время и в каждом поколении почётно не просто овладеть какой-то профессией, а достигнуть в ней успеха, стать мастером своего дела.Для того чтобы добиться чего-то в музыке, нужно иметь, конечно же, талант и огромное желание учиться и развиваться. Ещё нужно использовать шансмаксимально реализовать свои способности, которые нам даёт жизнь, а на пути к успеху важно чувствовать поддержку близких людей. Например, фундаментом моей профессиональной жизни стала мама. Она заметила, что я в самом раннем детстве интересовался музыкальными игрушками, потому она отдала меня в музыкальную школу. Так у меня получилось направить свои возможности в правильное русло.Не обойтись музыканту и без терпения, ведь на то, чтобы выучить одно произведение, порой уходит целая жизнь.
Тем, кто интересуется музыкой и хотел бы заниматься ей профессионально, я дам такой совет: никогда не изменяйте своему вкусу. В жизни всё преходяще, любой успех – временный, а за каждым взлётом следует падение. Даже если вы упали и не чувствуете сил, чтобы подняться, не разменивайтесь на то, что кажется более простым. Нужно жить в понимании с собой и любить своё дело.
В мире есть много такого, что мне интересно,и, возможно, мне понравилось бы заниматься чем-то другим. Но нет такого дела, ради которого я отказался бы от музыки. С годами заниматься ей становится только сложней, но удовольствие от работы только растёт.