Беньямин Юсупов сегодня один из самых востребованных композиторов мира. Сейчас в это трудно поверить, но ему пришлось долго отстаивать своё право на композиторскую деятельность.
Особенности новосибирской школы
Варвара Канаева, АиФ-Новосибирск: — Вы неоднократно писали музыку для скрипачей новосибирской школы, для учеников Захара Брона — Максима Венгерова, Ильи Коновалова и Вадима Репина. Вы можете сказать, почему сегодня сибирские скрипачи считаются одними из лучших в мире? Что в них особенного?
Беньямин Юсупов: — Я думаю, что всё зависит от личности человека, двух людей — учителя и ученика. И от условий — если у творческого человека, которому есть что сказать, получается комфортно работать, то будут очень хорошие результаты. Так случилось, что именно в Новосибирской консерватории сошлись все составляющие успеха — чуткий, мудрый учитель Захар Брон, талантливые и, что очень важно, трудолюбивые, преданные своему делу до фанатизма ученики и хорошие условия работы для всех. Это была лаборатория успеха, в которой воплощались самые смелые педагогические идеи.
— Один из тех новосибирских гениальных мальчиков, а ныне один из самых прославленных скрипачей мира Вадим Репин на Первом Транссибирском фестивале будет исполнять концерт для скрипки с оркестром, который вы посвятили ему... Что это за концерт?
— Я уже не первый раз работаю с великими музыкантами, писал для Максима Венгерова, для виолончелиста Миши Майского… Я стараюсь каждый раз создать новую, необычную концепцию произведения, потому что очень много хорошей музыки уже написано, а писать в подражание или делать какое-то серое сочинение не хочется.
Ещё одна очень важная часть написания музыки — надо учитывать личность, которой будет посвящен концерт. Музыкант должен чувствовать себя комфортно, музыка должна ему нравиться. Вадим — человек глобальный, человек мира. Поэтому я решил в одном концерте представить шесть разных стилей игры на скрипке. Этот инструмент у разных народов, в разных культурах звучал по-разному. Мне кажется даже, что у неё есть разные души и разные лица. Концерт «Голоса скрипки» должен дать возможность увидеть все ипостаси скрипки здесь и сейчас.
Все начнётся с ренессансного звучания. Так этот инструмент звучал в XIII–XIV веках, смычки тогда были другие и манера игры совершенно фантастическая. Вторая часть — ирландская скрипка, это народное скандинавское звучание, свободолюбивое, даже буйное. В третьей части зрители услышат индийскую рагу, совершенно непривычную для нас музыку. Кстати, если не видеть инструмент, вы никогда не догадаетесь, что скрипка может так петь! Концерт Вадим сыграет на классическом инструменте Гварнери. Четвёртая часть познакомит вас с цыганской, балканской скрипкой, а пятая — с джазовой душой этого чудесного инструмента. Шестая часть вернёт слушателям романтическую скрипку, такую, как мы привыкли слышать, если, конечно, вам повезло с исполнителями…
Фальшь убивает восприятие
— Сегодня намного чаще классической звучит поп-музыка. Как вы относитесь к этому?
— А ваша музыка встречается в излюбленных композициях ваших детей?
— К счастью, да. Они её слушают. А потом говорят мне: «Папа, когда мы слушаем твои произведения, мы просто видим тебя, всю твою душу и все твои переживания. Видим тебя как личность». Это меня очень радует. Когда человек искренен в своём творчестве, адекватен в нём, то это слышно, и это подкупает, это даёт произведению индивидуальность, ведь каждый человек неповторим. Я давно понял, что музыка не терпит лицемерия — фальшь в разговоре можно не заметить, но фальшь, звучащая со сцены, убивает восприятие, доверие слушателя. Этого нельзя допускать.