Фестиваль «Янкин день» в начале сентября собрал в Новосибирске известных рок-музыкантов. В частности, на сцене ДК «Прогресс» выступил знаменитый гитарист и поэт Юрий Наумов, некогда живший в столице Сибири и приехавший в эти дни в наш город с концертом. В эксклюзивном интервью АиФ-Новосибирск Юрий рассказал, как относится к творчеству Янки и нужно ли новосибирцам бороться за то, чтобы мемориальная доска была установлена на доме музыканта.
Варвара Канаева, nsk.aif.ru: - Как вы считаете, должен ли быть в Новосибирске мемориал Янки Дягилевой?
Юрий Наумов: - Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно понять: как в принципе работает человеческая память. Я приехал в Новосибирск, когда мне было 8 лет, уехал из этого города в 22. То есть сформировался я здесь. И не так страшно, что здесь нет площади Чаплина или кафе «Моцарт», или улицы Ботичелли - эти имена для меня и так много значат. Я знаю об этих людях благодаря той вибрации, которая осталась после их жизни. Кого знать, кого уважать, кого считать великим? Это тонкий момент – момент адекватности человеческого восприятия прекрасного или уродливого. Независимо от того, умный человек или глупый, глубокий или поверхностный, существует определенная реакция на имена. В Англии, России, Индонезии люди знают, что Моцарт связан с музыкой, а Чаплин – с кино.
Многие ли знают Яну Дягилеву? Мне это неведомо, но я знаю и уважаю ее – как поэта и музыканта. И неважно, что жизнь ее была короткой и, возможно, не столь яркой, как она этого заслуживала. Человек ушёл - вибрация осталась. Наиболее красивый и адекватный способ продлить во времени и поддержать ее творчество – это снова и снова воплощать ее слово и звук. Будет это на сцене, или в квартире, или у костра – не так важно. И фестиваль ее имени – это как раз возможность продлить жизнь Янки в звуках. Еще необходимо, чтобы на радиостанциях, хотя бы время от времени, звучали ее записи.
В. К., nsk.aif.ru: - А как относитесь к идее сделать мемориальную доску на доме Яны?
Ю.Н.: -Ее нет уже 22 года, но творчество Яны до сих пор ранит сердца. И за время, когда успело вырасти целое поколение, в городе, где жил поэт, ничего не изменилось. Никто ничего не сделал для того, чтобы увековечить ее память. И мемориальная доска в ее память – это неплохо, но это не лучший вариант.
В. К., nsk.aif.ru: - Почему не лучший?
Ю.Н.: - Я 23 года живу в Нью-Йорке, где более тридцати лет назад был убит Джон Леннон. Там нет памятника ему – ни бюста, ни мемориальной доски… Все, что есть – в Центральном парке черной мозаикой выложен круг, в центре которого написано слово «imagine». И все в мире знают, что это значит. А кто не знает, тому объяснят.
Так вот, если суждено появится мемориальной доске на доме Яны – пусть будет. Но, если у вас, новосибирцев, получится сделать фестиваль ее имени ежегодным, то это будет классно! Задумайтесь: больше двадцати лет ничего не было, но нашелся человек, который сделал первый фестиваль, напомнил городу о том, что такое мероприятие необходимо. Не сидите по углам, не машите рукой! Дело здесь даже не в памяти о Яне Дягилевой. Новосибирск – третий город в стране и он не имеет в своем арсенале ни одного знакового события общенационального масштаба. Проводимые здесь фестивали носят точечный, нишевый характер. Фестиваль «Янкин день» может стать первым по-настоящему всероссийским событием в Новосибирске и обозначить город в ландшафте страны на адекватном уровне.
Калибр этого мероприятия для меня виден очень хорошо. Я живу через полпланеты отсюда, а большое видится на расстоянии. Если у сибиряков хватит мужества не «просявкать» и не слить это начинание, оно будет иметь широкий международный резонанс.
В. К., nsk.aif.ru: -Как вы познакомились с творчеством Янки?
Ю.Н.: - Лично я ее не знал, с песнями Яны я познакомился после ее ухода. Но я был знаком с ее другом Сашей Башлачёвым в самое сказочное время его жизни: он тогда начал создавать свои шедевры. Творчество Яны во многом созвучно с Сашей, только поёт женщина, и момент женской боли, женского надрыва рельефно проявлен. Но это глубокое, сильное искусство, острый фольклор народа, который совсем недавно из деревни переселился в город. Ее песни несут в себе страдание: обнаженное, неинтеллигентное, нерафинированное.
Аллюзия, только что пришедшая мне на ум: были когда-то два знаменитых скрипичных мастера – Страдивари и Гварнери. Скрипки Страдивари звучали сказочно и были сделаны мастерски: каждый штрих, каждый изгиб – отточенное искусство. Скрипки Гварнери не уступали своим звуком произведениям Страдивари, но уровень внешнего исполнения был не тот: не та шлифовка, огранка, мелкие детали несовершенны. Но, что важно – Паганини играл на скрипке Гварнери, и его нерв, его музыка покорили поколения. Так вот Янка – как Гварнери: есть болезненная, щемящая суть, но нет оформительства. У нее есть слабые места в стихах и музыке, но каковы наполнение, сила таланта! Неважно, что есть сырые места, – критическая масса прекрасного в ее творчестве есть, она пробивает не только слушателей, но, как видим, и время. Она это знала, и я это чувствую.
В. К., nsk.aif.ru: -Многие говорят, что плохо исполнять Янку нельзя…
Ю.Н.: - Да, нельзя. Есть песни, которые можно пропеть «спустя рукава», и от этого они не проиграют. Песни Яны безжалостно честны. Они не дают право на духовную халяву. Ее посыл настаивает на стопроцентовости. Если спел на 0,7 – это ноль. Спел на 0,9 – это ноль. Только единица может быть признана имеющей право на жизнь. Если воплощение песни ты не готов обеспечить всем своим сердечным номиналом – не берись, не пой, не порть. Лучше послушай.
Смотрите также:
- От деревьев до шпаргалок. Необычные лавочки новосибирского Академгородка →
- Пианистка Кейко Мацуи — о мужестве японцев, цветах и поп-музыке →
- Новосибирцы читают книги толпой и вслух →