Деревянная архитектура: поджечь нельзя снести?

Дарья Мулова / личный архив

Чиновники и депутаты пишут всё новые законы, направленные на сохранение архитектурного облика городов. Несмотря на это, исторические здания исчезают. На их месте вырастают высотки бизнес-центров и элитных многоквартирников.

   
   

В Томске разгорается скандал вокруг старинного квартала под названием Татарская слобода. Местный бизнесмен задумал начать там строительство многоквартирного жилья в обход действующих регламентов по охране культурного наследия. Казалось бы, как такое возможно? Оказалось, вполне возможно. По проекту провели публичные слушания, и томская общественность проголосовала… «за» новое строительство в историческом центре. Правда, потом вмешались защитники деревянного зодчества, которые подняли шумиху в СМИ, и прокуратура – она вынесла предписание о приостановке строительных работ и проверке процедуры проведения слушаний. «По регламентам, в этом месте можно строить только из дерева и высотой не выше трёх этажей. В проекте, который мы видим, предусмотрены железобетон и ниша для лифтовой шахты. Значит, дом будет явно не трёхэтажным. Либо пусть приводит строительство в соответствие с регламентами, либо прекращает стройку», – заявляет Мария БОКОВА, координатор движения «Томск исторический». Чем закончится этот скандал – неизвестно.

В Томске сохранилось много домов-памятников архитектуры Фото: личный архив/ Дарья Мулова

Плевать на историю

Проблема сохранения исторических зданий в сибирских городах остро стоит с начала двухтысячных, когда земля превратилась в предмет купли-продажи. Сотни памятников архитектуры канули в Лету, уступив место коробкам из стекла и бетона.

В Новокузнецке жители и гости города приезжали на ул. Кирова, чтобы полюбоваться старинными деревянными домами. Одно за другим все здания признали аварийными. Жителям приказали выселяться в типовые многоэтажки на окраине. Многие отказались. Тогда в квартале начались возгорания. Люди стали бояться жить в своих квартирах. В конечном итоге все памятники деревянного зодчества, кроме одного – на ул. Кирова, 102, снесли. Не повторит ли он судьбу дома по ул. Вершинина,14 в Томске? Этот дом в 2014 г. включили в список памятников архитектуры регионального значения. А 29 августа 2015 г. старинный особняк сгорел.

Проблема поджогов остро стоит в Иркутске, где количество памятников архитектуры, пожалуй, самое большое из всех сибирских городов. Власть не даёт сносить старинные дома, находящиеся под охраной государства. Но для бизнеса участки в центре города, на которых стоят памятники, – уж слишком лакомые куски. Почти на каждом старинном доме в Иркутске висит табличка «продам» – владельцы стремятся избавиться от недвижимости, которая может в любой момент сгореть.

Таких домов в Новокузнецке не осталось Фото: личный архив/ Дарья Мулова

Высотка на пятачке

   
   

Анатолий ЛОКОТЬ, мэр Новосибирска, предложил запретить строительство высоток в центре города в надежде, что подобная мера защитит город «от необдуманных строительных решений». Правда, от исторического центра столицы СФО благодаря уже принятым строительным решениям мало что осталось. Последний крупный скандал был связан с перспективой сноса клуба «Отдых» и Дома спорта на ул. Б. Хмельницкого. Оба здания построены в 60-е гг. прошлого века и являются частью ансамбля всей улицы. Мэр попытался было запретить снос. Но застройщик подал в суд и выиграл. Оказалось, эту землю он купил задолго до того, как Анатолий Локоть стал мэром. Теперь на этом месте появятся жилые высотки.

Олеся ВАЛЬГЕР, лидер общественного движения «Искалеченный Новосибирск», говорит, что, переписывая правила землепользования и застройки, мы  вряд ли что-то изменим кардинально. Хотя тот факт, что к этой «священной корове» наконец-то подобрались, не может не радовать: «Возможно, это положит конец практике возведения небоскрёбов на клочке земли».

Впрочем, в Барнауле, где уже приняты подобные запреты, нашли лазейку. Местный закон запрещает высотное жилое строительство в центре города. Бизнесмены возводят высотные бизнес-центры, а потом оборудуют в офисных помещениях ванные и прихожие – апартаменты называются. Строители таких апартаментов не обязаны утруждать себя благоустройством территории, обустройством детских площадок.   

Так что общественникам по-прежнему придётся выходить на пикеты, чтобы  противостоять «необдуманным строительным решениям». Это небесполезно. В Новосибирске благодаря своевременным общественным выступлениям удалось остановить строительство вертодрома в Бугринской роще, размещение точек общепита сети «Макдоналдс», которое планировалось  едва ли не в каждом парке.

Мнение эксперта

Игорь ПОПОВСКИЙ, доцент кафедры архитектуры НГАХА:

«Изменения в правила землепользования и застройки вряд ли полностью исключат возможность утраты архитектурного наследия сибирских городов. Во-первых, инструментарий этих правил крайне ограничен. Во-вторых, любой запрет сразу превращается в поле для коррупции. Более надёжной мне представляется практика разработки охранных зон в центре города. Любые изменения на территории охранных зон должны согласовывать с федеральным Минкультом. Этот закон труднее обойти, нежели местные правила. Однако, по моему личному мнению, никакие законы не помогут сохранить историческую застройку, если самим горожанам плевать на историю».   

Смотрите также: