В этом году во всём мире отмечают 120-летие со дня рождения легендарного сибирского музыканта Ивана Ивановича Маланина. Корреспондент «АиФ-Новосибирск» встретился с последователями Ивана Маланина из Европы – популяризатором диатонической гармоники, исследователем в области истории национальных инструментов Каталонии испанцем Артуром Бласко и братьями Лопес – Яником и Иоанном – из Португалии.
Презирая запреты
Василий Матвеюк, «АиФ-Новосибирск» : Дон Артур, вас не зря называют легендарной личностью, ведь вы всю свою жизнь посвятили возрождению народных традиций в своей стране и достигли в этом деле больших успехов. Поделитесь с нами, пожалуйста.
Дон Артур Бласко: Начиная с 1965 года, я много путешествовал по заброшенным высоко в горах деревням, встречался с их жителями, сохранившими то бесценное песенное и музыкальное достояние, которое формировалось в 18–19 веках их дедами и прадедами. Дома перекладывал всё собранное на бумагу. Издал 12 томов народной музыки, 1600 песен законспектировал и записал, оставил их в истории и памяти народной. Однажды понял, что это сокровище не должно лежать мёртвым грузом, и решил создать музей баяна и аккордеона.
– Вы хорошо играете на каталонской гармонике – родственнице русской гармошки, а есть ли разница между ними?
– Разница есть. Она – в нотном расположении клавиатуры. Мы не сможем играть, если поменяемся гармошками. Тембр звучания наших гармоней тоже разный.
В Испании раньше был очень строгий режим, который устанавливала католическая церковь. Она ввела много запретов, среди которых – запрет на танцы парами: мужчина и женщина. С приходом в жизнь простых людей испанской гармони люди начали освобождаться от этих строгих запретов и стали танцевать парами – вальсы, польки, веселиться, и эта музыка совершила некий прорыв между запретами церкви и душой человека. Испанская церковь называла гармонь дыханием дьявола. Но сами испанцы и в особенности жители Каталонии гордятся тем, что гармонь помогла освободить им их сознание от церковных догм и дала возможность начать создавать традиционную народную музыку.
Политический инструмент
– Каковы ваши впечатления о Сибири, ведь вы впервые приехали сюда?
– Эта поездка для меня – необычный опыт, впервые в своей жизни я посетил Россию, и первым русским городом стал Новосибирск. Надеюсь, что между фестивалями народной музыки, которые традиционно проходят в Каталонии, Канаде и России, будет построен мост дружбы, и русские музыканты тоже поедут туда, а наши музыканты будут приезжать в Сибирь, чтобы порадовать публику.
Признаться, я был удивлён той творческой жизнью, которая здесь бурлит, меня потрясла также красота русских женщин. Да!
– Вы не пробовали в эти дни разгадать ту самую загадочную русскую душу, о которой так часто говорят иностранцы?
– Здесь, в Сибири, вы бережёте, сохраняете свою самобытность, характер, черты собственной души. У вас открытые сердца, а та самая пресловутая европейская глобализация, к радости, не коснулась ваших открытых сердец. В глазах русских много жизни и радости.
– Иоанн, а каковы ваши впечатления о Сибири?
Иоанн Лопес: Меня поразил ритм вашей жизни, всё кипит, всё движется!
Как видите, гармонь объединяет своим звучанием многих людей, мы любим, как и вы, петь и веселиться и через песни, через музыку показываем свою душу, а также культуру страны, которую представляем здесь. Аккордеон, гармонь – символы нашей национальной культуры. В этой связи я расскажу шутливый анекдот. В Европе существуют партии левого и правого толка, а также центристы. Поэтому гармонь можно считать политическим инструментом: у неё есть и левая, и правая части, а между ними – меха и воздух, объединяющие их. Португальцы говорят: если политики разных партий настроятся, чтобы играть вместе, тогда получится настоящая гармония не только в музыке, но и в жизни.
Смотрите также:
- Дирижер Айнарис Рубикис:«Как только мы ставим спектакль на религиозную тему, начинают происходить странные вещи» →
- Танцор Максим ГРИШЕНКОВ: «Относитесь к своему телу как к искусству» →
- ТНТ, Олимпиада, Михаил Галустян →