Художники могут оказаться на улице

Выступление Вадима Иванкина вызвало тягостные размышления © / Антон Веселов / АиФ

В Новосибирске не так много художников. И лишь единицы тех, кто способен между преподавательской и оформительской обязаловкой зарабатывать авторской живописью, графикой и тем более скульптурой с прикладным искусством. И, конечно, мастерская для художника – это гораздо больше, чем просто место работы. «Пока есть доступные для художников мастерские – в этом городе будут художники» – считает член правления Союза художников России Евгения ШАДРИНА-ШЕСТАКОВА.

   
   

Денежный вопрос

Сегодня художники оплачивают только коммунальные услуги и эксплуатационные расходы в своих нежилых помещениях – подвалах или мансардах, в которых располагаются их мастерские. «Набегают» и так чувствительные суммы. Городской центр изобразительного искусства (ГЦИИ), призванный управлять муниципальными квадратными метрами, выделенными для нужд художников, напрямую устанавливает отношения с ответственными съёмщиками. Юридически эти отношенияне соответствуют требованиям муниципального закона об использовании городской собственности – в нём нет понятия «абонемент», которым оперирует дирекция ГЦИИ. И вот документы решили привести в порядок. 

Новая схема предполагает, что муниципальным имуществом будет по-прежнему распоряжаться ГЦИИ, но с художниками оформят договоры, причём через Союз художников. В этом случае ГЦИИ передаёт в аренду Союзу ряд помещений, а тот уже заключает субарендные соглашения с художниками. Правила определяют на городском уровне. В соответствии с законом это может быть безвозмездное пользование, а может – льготная аренда помещений. Депутаты Новосибирского городского совета выбрали второй вариант, поставив минимальный арендный коэффициент – 0.1. И всё же повышение платежа на 1–7 тыс. рублей (в зависимости от площади) для многих художников может стать не просто ощутимым, но решающим.

Дорога зовет?

Новосибирские отделения двух союзов, Союза художников России и Творческого союза художников России, объединяют меньше 150 человек. А количество мастерских не дотягивает до сотни. Чтобы заниматься настоящим искусством, творцам нужна гарантированная работа. И об этом шла речь на собрании. Если бы – по советским лекалам – каждый член профессионального союза мог уповать на такой заказ, оплата которого позволяла бы ему содержать мастерскую и, может, даже закупать холсты и краски – тогда не возникало бы сомнений в работоспособности арендной затеи. Вадим Иванкин предполагает рост объёмов неплатежей – художники выживают, многим из них найти дополнительные деньги негде.

«Меня не перестаёт удивлять тот момент, что художник, работая, по сути, для общества бесплатно, оплачивает рабочее место, мастерскую, даже самую захудалую, из своего кармана. А чиновники в просторных кабинетах с кондиционерами и прочими удобствами просто получают зарплату, зачастую ничего не создавая, в отличие от художника», – возмущается член союза художников СССР, член союза художников России Людмила ШЛЯГА. Куда пойдут художники, оставшись без мастерских, – сказать трудно. Не исключено, что покинут наш город, который по праву считают культурной столицей Сибири. Но вот соседи – омичи, иркутяне и красноярцы – оформили для своих художников безвозмездное пользование мастерскими. 

Смотрите также: