Не учат в школе: проверка знаний новосибирцев.

   
   

Нам Ульянов не знаком

Кто такой Владимир Ульянов? В каком году началась Вторая мировая война? Каким фронтом командовал маршал Георгий Константинович Жуков? Это вопросы из школьной программы. Если большинство из поколения тридцатилетних и людей более старшего возраста, как правило, знает на них ответы, то нынешняя молодёжь такой информацией владеет слабо.

«Вторая мировая? В 1941-м!», – говорят студенты одного из колледжей Новосибирска (1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу. – Ред.). На вопрос о знаменитом маршале Жукове (замверховного главнокомандующего, командующий 1-м Белорусским фронтом. Ред.) только улыбаются. Фамилию «вождя всех народов» Ленина (Ульянов. – Ред.) знают совсем немногие двадцатилетние. Одни из них предполагают, что Владимир Ульянов – это военачальник, другие – что «какой-то политик».

Общий уровень эрудиции новосибирцев недавно начали проверять городские активисты. Для этого они придумали проект под названием «Дисциплина», который набирает популярность на просторах Интернета. Прохожим на улице задают пять вопросов из разных областей школьных знаний. Ответы на них иногда следуют очень оригинальные. Например, самой высокой горой на планете сибиряки называли Арарат и Гималаи, к чудесам света относили Эйфелеву башню и московский Кремль, а автором произведения «Му-му» – Гёте, Гоголя, Некрасова или Герасима (хозяина собаки в произведении). Сергей Зыков, автор проекта, рассказывает: «В целом могу сказать, что уровень эрудиции у населения нашего города достаточно высокий. В среднем люди отвечают на три вопроса из пяти. Ошибки совершают и молодые люди, и представители старшего поколения. Заметны и нерадостные тенденции: молодёжь не помнит автора сказки «Золотой ключик», но зато знает, кто написал «Великий Гэтсби». Наверное, русская классика сейчас не в моде. Ещё людям не помешало бы подтянуть свои знания в области истории. Знать основные даты, события и знаменитых во всем мире людей необходимо».

Значит ли это, что у нас есть проблемы в системе образования или просто современные дети не хотят учиться?

Тяжёл гранит науки?

   
   

Система школьного образования регулярно меняется, дополняется, усложняется.

«Мой сын учится в седьмом классе, – рассказывает Анна СЕДОВА, мама школьника. – Ему нравится в школе, и он с удовольствием туда ходит. Но я считаю, что там слишком много стрессовых ситуаций для ребёнка. Им постоянно вводят новые предметы, меняют расписание, повышают требования. Такие перемены очень тяжело и болезненно переживаются детьми, на адаптацию нужно время. Пока школьник приспосабливается к новому, он отвлекается от учёбы, и качество полученных знаний падает».

Эксперты давно уже бьют тревогу. Действительно, не каждый подросток может выдержать весь поток информации, который ему преподают. Получается, что хорошо учиться может только тот, кто этого действительно хочет.

А между тем и сама система школьного образования в нашей стране несовершенна. Например, в отдельных учебных заведениях дети автоматически становятся второгодниками. Татьяна ЗУБОВА, жительница Новосибирска, удивляется: «Моя внучка оканчивает второй класс. Недавно на собрании учительница сказала, что учебники на следующий учебный год нам не понадобятся, потому что дети будут изучать всё то же самое, что и в этом году. Получается, что весь класс оставили на второй год! Думаю, что многие дети могут потерять к учёбе интерес».

Сейчас знания выпускников проверяют на едином государственном экзамене (ЕГЭ), результаты которого засчитывают при поступлении в вуз. Готовиться к этому испытанию нужно долго и основательно: в тестах экзамена много сложностей и подвохов. Требования к ЕГЭ растут. Например, с этого учебного года выпускникам 11-х классов для того, чтобы получить допуск к летним экзаменам, нужно зимой написать итоговое сочинение. Те, кто получит за него «зачёт», имеет право сдавать тестирование. В начале мая жители Новосибирской области досрочно сдавали ЕГЭ. Выяснилось, что уровень их знаний не слишком высок: из 294 участников, по данным пресс-центра правительства НСО, 82 выпускника не смогли набрать даже минимального проходного балла.

Проблемой низкого уровня школьных знаний уже озадачились региональные власти. 6 мая 2015 года прошло первое заседание Общественного совета при Минобрнауки – органа, который должен оценить качество школьного образования и предложить, как его повысить. 

Смотрите также: