Последний фильм Звягинцева «Елена» удостоился приза на Каннском фестивале в номинации «Особый взгляд».
В России фильм «Елена» первыми увидели новосибирские зрители. Корреспондент «АиФ Деловая Сибирь» Екатерина ВАРГАСОВА беседует с режиссером о его особом взгляде на вечные ценности, среди которых он выделяет малую родину, близких людей и возможность иметь собственное мнение.
Как спастись от Апокалипсиса?
Екатерина Соснина, nsk.aif.ru: В вашем последнем фильме «Елена» главная героиня — типичная русская женщина, движимая материнским инстинктом, — решается на убийство мужа. По-вашему, это сугубо русская история или подобное может произойти в любой стране? Как думаете, вашей героине станут сопереживать?
Андрей Звягинцев: Что касается сюжетной фабулы фильма «Елена», то изначально фильм задумывался как англоязычный и должен был сниматься в Америке. Главная героиня по имени Хелен убивает своего супруга после того, как он отказывается помочь материально ее сыну от первого брака.
В результате Хелен, а значит, и ее сыну, достается половина состояния убитого. Практически все мои коллеги, прочитавшие перевод сценария, сказали, что эта история могла бы произойти и в их стране. Материнский инстинкт у всех женщин одинаков — ради благополучия своих детей мать способна на многое.
Единственный нюанс, который остался непонятен американцам и европейцам: деньги, из-за которых Елена убивает мужа, нужны ей для того, чтобы отмазать от армии внука. Эта коррупционная составляющая не укладывается в головах у моих коллег из западных стран.
— Характер одного из персонажей фильма, сына Елены Сергея, прописан четче, чем другие. Он — тупица и бездельник, весь смысл жизни которого сводится к бутылке пива, пакету чипсов и телевизионной передаче «Давай поженимся». Мне кажется, что Сергей — собирательный образ сегодняшнего мужчины средних лет.
— Вы правы, таких мужчин, как Сергей, сегодня много. Когда мы с моим соавтором, писателем и сценаристом Олегом Негиным, искали в архиве передачи «Давай поженимся» самые яркие кадры, чтобы наиболее доходчиво обозначить круг жизненных интересов Сергея, это была самая тяжелая работа. Олег по этому поводу сказал, что люди, являющиеся постоянными зрителями подобных передач, испытывают колоссальный психологический прессинг, направленный на отупение. Поэтому наш совет всем молодым людям: выбросите телевизор.
— Общероссийская премьера фильма «Елена» назначена на 29 сентября. Новосибирск увидел картину 21 сентября. Это дань уважения малой родине?
— Да. Я всегда стараюсь, чтобы земляки первыми увидели мои картины. Не думаю, что новосибирский зритель воспримет фильм как-то иначе, нежели зрители в Екатеринбурге, Ростове или Владивостоке.
Но Новосибирск — это мой город. Здесь у меня есть «кухня», на которую я могу прийти, выпить со старыми друзьями, пообщаться с родственниками, поделиться проблемами и услышать если не совет и руководство к действию, то, по крайней мере слова понимания и сочувствия.
На мой взгляд, в современном глобализирующемся мире именно это очень важно: чтобы у каждого была своя «кухня» — узкий круг близких людей, которые при любых обстоятельствах будут рядом. Общество становится все более разобщенным, и на этом фоне все большее значение приобретают малые сообщества, в которые объединяются люди. Семья, круг друзей, коллектив единомышленников — это то, что поможет спастись от Апокалипсиса.
«Срубить бабло и будь что будет»
— Уже знаете, что будете снимать следующим?
— У нас есть два проекта, которые очень хотелось бы осуществить. Первый — философская картина со статичным сюжетом. Осуществить этот замысел можно только в англоязычном варианте со звездой в главной роли. Второй замысел — черно-белый фильм о Великой Отечественной войне, в котором главная роль будет принадлежать не герою, а «маленькому человеку», пытающемуся выжить в условиях мясорубки Второй мировой.
— Почему вы говорите об этом как о мечтах?
— Потому что в России авторское кино имеет мало шансов на жизнь. Продюсеры, которые работают в России, — это посредники между съемочной площадкой и кассой. Они заинтересованы только в том, чтобы на этом «перегоне» заработать бабло. Что будет с фильмом в дальнейшем, их не интересует.
Насчет участия звезд мирового масштаба — это очень важно по одной простой причине: из миллиона зрителей, посетивших фильм с участием Брэда Питта, 700 тысяч придут ради того, чтобы посмотреть на звезду, и только 300 тысяч — чтобы увидеть работу режиссера.
— Возможно, поведение продюсеров объясняется тем, что у них нет рынков сбыта? Достаточно ли у нас площадок для показа авторского кино?
— Во всей России сейчас 2,5 тысячи кинозалов. Столько же их в одном только Лондоне. В США — 40 тысяч кинозалов, 15% которых показывают только авторское кино.
В Новосибирске хотят закрыть один из центров авторского кино — зал «Синема». Это очень плохо. Но еще хуже ситуация в Москве. Здесь любители кино хоть как-то пытаются протестовать, а в столице без всяких объяснений закрыли Музей кино.
Я вырос в этом музее. Я смотрел по нескольку раз каждый фильм — и учился. А потом оказалось, что Музей кино никому не нужен. Никто не был против! Я уверен: если бы французские власти задумали закрыть синематеку в Париже, протестовал бы весь город.
Смотрите также:
- Протоиерей Александр Новопашин: «Кино для меня – площадка для проповеди» →
- Режиссер Филипп Дмитриев: «Кино не должно превращаться в фастфуд» →
- Режиссер Тимофей Кулябин: «Я устал делать правильные спектакли» →