Театр всегда. В Новосибирске прошел театральный фестиваль-конкурс

Театралы встретились в Новосибирске. © / пресс-служба театра «Красный факел»

Сегодня – 30 мая – в Новосибирске завершился Пятый фестиваль «Ново-Сибирский транзит».

   
   

«Транзит» обосновался в Новосибирске в 2010 году. До этого, с 2001 года, фестиваль кочевал по разным городам: театры собирались в Иркутске, потом в Омске, Томске, Красноярске, Улан-Удэ, Барнауле. Принимающий город на время праздника условно называли культурной столицей Сибири. Теперь культурная столица, похоже, окончательно закрепилась. Тем не менее символ фестиваля – по-прежнему колесо.

Театральный нон-стоп

«Ново-Сибирский транзит» – это фестиваль-конкурс самых заметных драматических спектаклей России. Каждый чётный год, вот уже пятый раз подряд, в Новосибирск едут драматические театры Сибири, Урала и Дальнего Востока, чтобы показать сибирскому зрителю свои лучшие постановки. В дни показов театральные залы набиваются битком. На самом деле не часто в Новосибирске увидишь «Грозу» Александра Островского на якутском языке или «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина – на бурятском. Спектакль тюменского молодёжного театрального центра «Космос» следует смотреть, надев очки виртуальной реальности. А новосибирский «Sociopath» из «Старого дома» вообще показывали ночью – после десяти часов, и, несмотря на это, зал был полон.

Открылся праздник спектаклем красноярского
ТЮЗа «Пер Гюнт» режиссёра Романа Феодори. «Это самый сложный в техническом смысле спектакль из фестивальной программы. Поэтому ему дали на подготовку больше всего времени, чем остальным, – комментирует директор «Красного факела» и идеолог «Ново-Сибирского транзита» Александр Кулябин. – А вообще, ритм фестиваля такой: отыграли спектакль, дальше идёт демонтаж декораций. Всё это – в грузовик. Затем въезжает следующий театр: ночью ставим декорацию, утром – свет, днём идёт репетиция, вечером – спектакль».

Самые замысловатые, неожиданные интерпретации классических произведений и новой драмы шли нон-стоп девять дней подряд. За это время наиболее упорные фанаты драматической сцены значительно пополнили свой театральный багаж. В том числе напрямую – пообщавшись с режиссёрами и критиками на площадке клуба «Авансцена».

В этом году для участия подали больше сотни заявок, но в конкурсную программу прошли только 18 лучших: от «Коляда-театр», Красноярского ТЮЗа и Красноярского драматического театра, гости из Минусинска, Омска, Новокузнецка, Кемерова и Норильска. Новосибирск представляли «Глобус», «Старый дом» и «Красный факел».

Норильлаг и виртуальная реальность

«Среди участников фестиваля есть театры, которые приезжают впервые, – объясняет член жюри, критик, арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Анна Банасюкевич.– Например, маленький экспериментальный театр из Лесосибирска «Поиск», каждый спектакль которого – это какая-то новая интересная экспериментальная работа. Недавно они приезжали на «Золотую маску» и в Новосибирск добрались со спектаклем «Мёртвые души». Ну а если говорить о тенденциях – было несколько спектаклей, которые связаны с темой нашей недавней истории: трагическими событиями XX века и попыткой рефлексировать на какие-то болезненные исторические темы. Например, спектакль «Дознание» хабаровского ТЮЗа. Или норильская постановка, посвящённая Норильлагу. Из ноу-хау: были постановки, которые базируются на современных технологиях. Спектакль «В поисках автора» Даниила Чащина из Тюмени – на нём каждый из зрителей благодаря VR-очкам попадает в некую виртуальную реальность, которая наслаивается на живой план».

   
   

С одной стороны, зритель фестиваля пронаблюдал весь спектр тем современной драматургии. С другой стороны, например, Минусинский драматический театр привёз в Новосибирск совершенно потрясающую драму-фарс «Последние дни» по пьесе Михаила Булгакова. Режиссёр Сергей Потапов собственным существованием доказывает, что главное в постановке – это уметь внимательно читать классиков, и тогда спектакль станет настоящим праздником для зрителя. К сожалению, большинству молодых современных режиссёров этого понимания как раз и не достаёт. 

Зачем вообще нужны театральные фестивали? У председателя жюри «Ново-Сибирского транзита», режиссёра Адольфа Шапиро на этот счёт есть своя точка зрения: «Лично я приезжаю на фестивали для того, чтобы стареть помедленней. А для того чтобы медленно стареть, нужно знать, чем живут люди, – считает легенда российского театра. – И узнавать это не по телевидению, а «по живому»: смотреть, как они живут, что смотрят. А судить спектакли дело неблагодарное – как известно, на вкус и цвет товарища нет».

Смотрите также: