Педагоги всей страны митингуют против урезания статей расходов на образование в федеральном и региональных бюджетах.
Людмила Большакова, воспитательница детского сада из Омска, через суд требует вернуть ей стимулирующую надбавку, сокращённую по решению мэрии. По словам Большаковой, в результате отмены надбавки её зарплата уменьшилась на 4,4 тыс. руб. Скорее всего из-за дефицита бюджета стимулирующих надбавок не будет и в 2016 г. Между тем цены растут. Воспитатель намерена идти до конца и отстаивать свою зарплату во всех инстанциях вплоть до Верховного суда.
Ударим ЕГЭ по карману учителя
Похожая ситуация – во всех регионах. «У нас средняя зарплата учителя – 15–25 тыс. рублей, – говорит Владимир Панфилов, учитель физкультуры из Новосибирска. – Чтобы заработать хотя бы «тридцатку», надо «горбатиться» на 2–2,5 ставки. А это значит – не видеть ни семьи, ни отдыха, не говоря уже об увлечениях, интеллектуальном развитии. Думаете, почему среди педагогов так много одиноких людей?»
В поселковой школе Тальменского района Алтайского края, где работает Наталья Девяткина, учитель английского языка, зарплата зависит от количества учеников в классе – нормативно-подушевое финансирование называется. Ребят в сельской школе с каждым годом всё меньше – доходы педагогов снижаются. В этом году средний заработок – 18 тыс. руб. Плюс стимулирующая надбавка от 0 до 10 тыс. руб.
«Стимулирующий фонд приходит из регионального бюджета. Каждый месяц он разный. Видимо, это зависит от наполнения казны. Надбавку исчисляют по количеству баллов, заработанных на проведении кружков, тематических вечеров, классных часов, – объясняет Наталья. – В общем, чтобы заработать максимум – около 28 тыс. руб., надо «под завязку» загрузить себя и детей «добровольно-принудительным» посещением внеклассных мероприятий. За такое служебное рвение учителей начинают тихо ненавидеть ученики и родители – никому не нравится, когда дети проводят в школе 8–10 часов. А среди коллег возникает ненависть к тем, кто слишком часто ходит на больничный или учится, – доплату тем, кто их замещает, берут из стимулирующего фонда. Таким образом на поощрение остаётся меньше. Кроме того, при начислении стимулирующей выплаты учитываются результаты твоих учеников на ЕГЭ, на олимпиадах, на общешкольных контрольных работах. Плохие результаты – удар по карману учителя».
Один пишем, два – в уме
На следующий год ситуация может усугубиться по двум причинам. Во-первых, строку «образование» в федеральном бюджете собираются урезать на 10%. Против этого в Москве и ещё в 12 регионах выходили на митинги учителя и преподаватели вузов. «Урезание бюджета неизбежно связано с грядущей волной сокращений. В университетах лишатся должностей библиотекари, лаборанты. В школах начнут сокращать психологов, логопедов. Оставшиеся специалисты так или иначе станут получать меньше. В конечном итоге лучшие из них уедут за границу, уйдут в коммерческий сектор. Доля платных услуг в образовании, естественно, вырастет» – объясняет Владимир Комов, оргсекретарь движения «Университетская солидарность».
Смотрите также:
- Благими намерениями: зарплаты у бюджетников растут, а число их тает →
- Сибирские учителя из-за зарплаты до вечера держат детей в школе →
- Новосибирцы не хотят быть рабочими →