За знаниями – на коляске: могут ли инвалиды учиться в обычной школе?

Не все особенные дети могут обучаться в обычных школах. © / Александра Горбунова / АиФ

В 2012 году в Федеральном законе «Об образовании» появились дополнения, позволяющие детям с ограниченными возможностями обучаться вместе с обычными учениками. Теперь таких детей обязаны принять в школы по месту жительства. Журналист «АиФ на Оби» разбирался есть ли там необходимые условия.

   
   

Учиться или нет?

В общеобразовательных школах Новосибирска сегодня учатся около 2 тысяч детей с ограниченными возможностями. Всего таких детей в регионе 21 тысяча.

Сергей НЕЛЮБОВ, министр образования, науки и инновационной политики НСО, рассказал: «Принять детей с особенностями развития сегодня готовы 113 школ области. Деньги на переоборудование выделяет как региональный, так и федеральный бюджет. Было приобретено специальное реабилитационное оборудование, переоборудованы входы в здания и классные комнаты и многое другое».

Но проблемы ещё остаются, и далеко не все они решаются материально. Между тем против совместного обучения высказываются педагоги.

«Многие дети с особенностями развития – талантливые ученики, и они вполне могут заниматься в обычной школе. Но иногда учителя попадают в непростую ситуацию, – рассказала Анна КАЗАРЕНКО, преподаватель русского языка и литературы. – За пять лет работы у меня были две девочки с ДЦП – обе умницы. Но в начале моей работы в классе оказался мальчик, по поводу которого меня предупредили, что у него есть «некоторые психические отклонения». Уже на практике я поняла, какие: он мог неожиданно начать кричать, реветь. Никакие уговоры на него не действовали. Я слышала, что сегодня в школах по программе инклюзивного образования есть дефектологи – специалисты по работе с особенными детьми. Но в нашей школе его нет. А учителю кто поможет и подскажет?».

Специальные курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми-инвалидами, как пояснили в областном министерстве образования, сегодня есть. Но финансирование ограничено.

   
   

В обычную школу?

На форумах по обсуждению инклюзивного образования иногда родители задают вопрос: зачем детей с ограниченными возможностями отправлять в обычную школу? Есть же специальные, коррекционные – там и специальную программу обучения подберут, и специалисты есть, и дети все со своими особенностями. Между тем, как отмечают специалисты, вырастая вместе с детьми-инвалидами, их сверстники становятся терпимее и добрее.

«Мой муж учился в обычной школе, хотя с детства плохо слышит, – рассказывает Алёна, жительница Новосибирска. – Говорит, что очень благодарен родителям, что не отправили его в коррекционную школу, как советовали многие. Сегодня Дима – успешный программист. Вряд ли бы его в своё время взяли в институт с аттестатом коррекционной школы. И самое главное – чувствовал бы он себя нормально в обществе или замкнулся бы в себе и своих комплексах? Тогда бы и мы с ним вряд ли познакомились. Ведь я вышла замуж за общительного и доброго парня, умного человека. Стал бы он таким, если бы его изолировали с детства?»

Нужен индивидуальный подход

Любовь ЗЯБРЕВА, уполномоченный по правам ребёнка в НСО:

– Нечасто, но бывает, что детскому омбудсмену поступают обращения от родителей, которым «неудобен» ребёнок с ограниченными возможностями в средней школе. Родители считают, что особенные дети берут на себя больше внимания педагогов и не всегда  адекватно ведут себя – некоторым сложно, например, выдержать урок 45 минут, и они могут встать и ходить по классу.

Не всегда решение по этим вопросам универсальное, ситуации бывают разные. Например, в прошлом году ко мне обратились родители воспитанников одного из новосибирских детсадов, которые не хотели, чтобы в группу с их детьми ходила девочка с синдромом Дауна. Я приехала, посмотрела – ребёнок вёл себя спокойно и дети с ней играли и общались. Но был и другой случай – недавно рассматривали обращение родителей детей одной из школ Новосибирска – там ребёнок мог проявлять даже агрессию по отношению к учителям и одноклассникам. Учиться с таким ребёнком другим детям действительно сложно.

Особенным детям нужно общаться со сверстниками. Фото: АиФ

Совместное обучение – на пользу всем

Владимир ЩУКИН, начальник управления образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики НСО:

– Четыре с половиной года назад, когда региональный проект по развитию инклюзивного образования только стартовал, предполагалось поддержать в первую очередь тех, у кого уже был опыт совместного обучения детей в школах. Но сегодня в проект активно включаются и многие другие школы. В прошлом году для создания условий инклюзивного образования отобрано 113 образовательных учреждений.

Как показала практика, в большинстве  школ успешно проходит совместное обучение. Но есть и сложности, над которыми мы работаем. Среди них – отсутствие  системы оказания ранней помощи детям с особенностями развития. Помощь нужна таким детям уже в возрасте до 3 лет, когда большинство из них ещё не посещает детский сад. Занятия в этот период очень важны для дальнейшего развития и обучения ребёнка.

Смотрите также: