Для таких ребят непосильной задачей становится выполнение элементарных требований: сидеть смирно в течение 45 минут, слушать учителя, преодолевать свое «не хочу» при выполнении заданий, повторять попытки, если не получается.
Как показывают встречи специалистов-психологов с будущими первоклассниками, очень многие из них, даже обладая минимальными навыками письма и чтения, не умеют рассуждать, имеют небольшой словарный запас и с трудом пересказывают даже маленький текст.
Тем не менее родителям хочется начать обучение ребенка как можно раньше. Ведь практически все мамы и папы уверены, что именно их чадо — самое умное, самое способное и смышленое. Как определить, готов ли ребенок к школе? Как помочь ему подготовиться к процессу обучения? Об этом мы попросили рассказать детского медицинского психолога Ольгу РОМАНЧУК.
Главное, на что обратила наше внимание Ольга Александровна, — психологическая готовность к обучению выражается вовсе не в том, сколько букв знает ребенок и как он умеет считать.
— Он может владеть этими умениями, но не быть готовым к школьному обучению. Потому что эта готовность состоит из двух компонентов: мотивационного — хочет ли ребенок учиться, и эмоционально-волевого — может ли он учиться, — утверждает эксперт.
На определенном этапе развития (у большинства детей — в возрасте 7 лет) на первый план выходит познавательный, или учебный мотив, появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Важно не разрушить этот мотив, не сформировать отрицательного отношения к школе неосторожными репликами в ответ на любую оплошность, вроде «Как же ты в школе учиться будешь?»
— Чтобы понять, готов ли ребенок к жизни школьника, расспросите воспитателя или няню, насколько быстро он устает, любознателен ли он, внимательно ли слушает, когда ему читают книги, может ли пересказать услышанное, — продолжает Ольга Романчук. — Если на большую часть подобных вопросов вы получите положительный ответ, ребенок готов к школьной жизни — при условии, что вы будете в ней участвовать и поддерживать его.
Успешность ребенка в школе не менее сильно зависит и от уровня его социального интеллекта: имеется в виду умение общаться с другими детьми и взрослыми, вести спор, выходить из конфликтных ситуаций. По этому параметру к группе риска относят робких, застенчивых детей. В последние годы очень многие дети, не имея возможности посещать детский сад, приходят в школу «от бабушек». В результате перед учителями начальных классов стоит задача не только давать ребятам знания, но и учить их взаимодействовать друг с другом, жить в обществе.
Несмотря на все вышесказанное, родителям следует помнить, что любое тестирование перед поступлением в первый класс противозаконно. Администрация школы может предложить тестирование только для того, чтобы определить психологические особенности ребенка, а вы можете согласиться на него или нет. Результаты не могут быть основанием для отказа в приеме вашего ребенка в первый класс.