Примерное время чтения: 12 минут
49

По-французски с любовью...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. «Аргументы и Факты на Оби» 07/03/2012
Фото: Елены Ивановой

Первая французская — в Новосибирске

 Годом рождения гимназии считается 1932 год, когда в двухэтажном здании поселка Кривощеково разместилась начальная школа. Уже через 4 года, в 1936 –м, было построено новое здание, и школа стала принимать учеников в средние и старшие классы. Со временем поселок Кривощеково оказался поглощен Новосибирском. Никуда не переезжая, образовательное учреждение оказалась на территории Ленинского района.

В 1939 году, в год смерти Надежды Константиновны Крупской, по просьбе школьников и учителей Министерство образования РСФСР присвоило школе имя выдающегося деятеля. В годы перестройки, когда пересматривалась вся история страны, этот факт по умолчанию был забыт. Об этом с некоторой обидой время от времени напоминают ветераны, и коллектив школы планирует вернуть гимназии имя Крупской.

В годы войны выпускники уходили на фронт, многие так и не вернулись. После Победы образованию в стране стали уделять особое внимание — чтобы поднять из руин страну, нужны были грамотные специалисты. С того времени школа всегда на передовом рубеже новаторских идей. Несколько лет она была женской. А 1968 году учебное учреждение первым в Новосибирске получило статус школы с углубленным изучением французского языка. Подобные школы в городе стали появляться только в 90-х годах. Произошло это таким образом: в Кировском районе решили закрыть восьмилетнюю школу, а двух преподавателей французского направили в нынешнюю гимназию. А те, при поддержке директора образовательного учреждения, обратились в Москву с просьбой придать школе специализированный статус. Министерство образования одобрило эту идею. Но учебников не было — за ними преподаватели ездили в Ленинград. Сегодня в гимназии преподают два учителя французского — Людмила Смышляева и Тамара Захарочкина, они были в числе первых учеников, углубленно учивших иностранный язык. Обе закончили школу с серебряными медалями, а потом поступили в вузы.

«В педагогическом институте, — вспоминает нынешний директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 «Французская» Татьяна СЕВОСТЬЯНОВА, — моим преподавателем была Тамара Захарочкина. Потом, когда она пришла в нашу школу учителем, я долгое время чувствовала себя студенткой, хотя уже была директором».

Клавдия Ферапонтова, один из многих влюбленных в эту школу учителей, в начале 70-х предложила создать музей «Нормандия-Неман». Она прочитала о французском истребительном авиационном полке, воевавшем во время ВОВ против германских войск в 1943−1945 годах. После того как музей был создан, сюда приезжал Герой Советского Союза, командор ордена Почетного Легиона, командующий 303-й истребительной авиационной дивизией (в которую входил полк «Нормандия») генерал-майор авиации Георгий Захаров.

Экономика – на иностранном

В последующие годы школа оправдывает статус самой престижной в городе с изучением иностранного языка. Развиваются побратимские связи с колледжем Франсуа Траэффо из города Лиль д’ Або и лицеем Жанны д’ Арк из Клермон-Феррана. Французские школьники и учителя несколько раз приезжали в Сибирь, а сибиряки ездили во Францию. Гостей размещали на квартирах местных школьников.

 В лихие 90-е школа, как и все госучреждения, переживала тяжелые времена. — Финансирование, — вспоминает директор Татьяна Севостьянова, — велось только по статье «Зарплаты». Между тем здание уже сильно обветшало. Это был кошмар, из-за которого я ночами не спала. Дети тех лет до сих пор помнят, как сидели в кабинетах 3-го этажа, а капель падала им на голову. Крыша постоянно подмокала, обваливалась штукатурка. В весенние каникулы я из столовой таскала баки на 3-й этаж, а потом их передвигала, чтобы не было потопа. Денег не было даже на мыло. Приходилось просить родителей помогали с финансированием, некоторые возмущались. Чтобы выжить, мы первыми создали воскресную школу подготовки дошкольников к 1 классу. Это были дополнительные образовательные услуги, а потому платные. Тогда же стали считать перспективным английский язык, и мы тоже его ввели в образовательную программу.

Но даже в эти сложные годы школа искала новые направления, модернизировала образование. В 1992-м посольство Франции предложило российским школам стать участниками эксперимента — преподавать экономику на французском. Свое согласие дали 12 школ. Одной из первых, где начали внедрять новшество, стала новосибирская.

— На базе нашей школы, — продолжает директор, — был проведен всероссийский семинар. К нам приезжали из Министерства образования страны перенимать опыт. В тот год, видимо, за смелость, мне было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. Дело в том, что в стране не было учебников по социальной экономике, мы даже толком не понимали что это такое. Посольство Франции подарило нам пособие, которое мы сначала перевели на русский, разобрались в экономических понятиях и терминах, после чего только смогли преподавать. За Уралом в те годы экономику на французском преподавали только в Новосибирске и Ангарске. Сейчас — только у нас.

Гимназия стала домом

В 2009 году школа получила статус гимназии. Обучение в лучших традициях сохраняется.  

Татьяна Севостьянова считает, что сейчас, с введением подушевого финансирования, появилось больше возможностей.

— В современной школе, — продолжает она, — образовательный процесс можно выстроить таким образом, что у выпускников будут шансы поступить не только в местные, но и европейские вузы. Школа, безусловно, должна соблюдать образовательные стандарты. В Новосибирске многие учреждения среднего образования работают по определенному профилю. Не случайно родители, прежде чем отдать ребенка в школу, как правило, выясняют, по какой программе и по каким учебникам ведется преподавание. Например, в нашей школе уклон — французский язык. В связи с этим в рамках французско-российской программы «Жюль Верн» часть предметов ведут французы на иностранном языке. В прошлом году это была математика, в этом — история и география. Никакой дополнительной платы за это с родителей не берем. Если школа востребована, в ней учится более тысячи детей, и подушевое финансирование позволяет безболезненно вводить интересные проекты. За каждого ребенка в рамках госфинансирования наша школа получает 17 тысяч рублей в месяц. Поэтому такая система обязывает общеобразовательные учреждения быть востребованными. Один из критериев — процент поступивших в вузы выпускников. У нас поступают в вузы 97%. Остальные ребята идут учиться в колледжи.

В гимназии сегодня действует большое число спортивных секций (бадминтон, настольный теннис, гимнастика, таэквондо, фехтование и др.), школа искусств, театральная студия, в которой школьники всех параллелей ставят спектакли на французском, английском, японском языках. Играют в спектаклях даже выпускники — стало традицией поздравлять таким образом своих бывших учителей с 8 Марта. К слову, некоторые выпускники стали профессионалами — играют на подмостках театра им. Афанасьева. В гимназии есть собственная газета «Эхо» для старшеклассников, журнал «Веснушка» для самых маленьких, радио, телевидение. Причем постоянного состава журналистов и дикторов нет — в этой роли может попробовать себя каждый. Новости и видеоролики о школьной жизни можно увидеть по телевизору в коридоре на перемене. В 2011 году гимназия № 16 организовала кинофестиваль детских фильмов, который собрал представителей многих школ города и области.

Во Францию — на стажировку

 Для изучения иностранного языка очень важно погружение в среду. У гимназистов такая возможность есть. На днях из самой знаменитой частной школы пансиона «Эколь де Рош», которая находится городке Верней-Сюр-Авр в 120 км от Парижа, вернулась сборная группа —29 учеников с 6 до 11 класс. Учитель французского Наталья ДМИТРИЕВА делится впечатлениями: — На огромной территории в 6 гектаров располагаются дома для проживания, спортивный комплекс с бассейном, теннисным кортом, футбольные поля, тренажерные залы. Есть даже вертолеты — дети могут заниматься парашютным спортом. Здесь постоянно обучаются 460 школьников из разных стран, более 40 национальностей. Очень жесткая дисциплина — все ходят в форме, пользоваться сотовыми телефонами можно только после занятий. Очень интересные методики обучения: сначала идет аудирование по разным житейским темам, а потом — активная разговорная речь. Нашим детям так понравилось, что они говорили: «Давайте вместо экскурсии по Парижу лучше еще позанимаемся!» Это поразило французов. Вообще они наших полюбили с первого дня. Мы подготовили им презентацию о Сибири и о Новосибирске, разумеется, на французском. Посмотреть ее приехал сам президент школы, который признался, что ничего подобного никто из иностранцев не делал. А потом наши устроили им концерт: музицировали, выступили четыре девочки — мастера спорта и кандидаты в мастера спорта по гимнастике, был и общий номер. Долго не стихали овации, все кричали «Браво!» А в конце нашего пребывания французы пригласили нас приехать летом. Между прочим, этот сезон пользуется большим спросом.

Понравилась поездка и школьникам. Ученица 9 «А» класса Лера Фунтикова рассказывает: «Все было необыкновенно — и города с прекрасной архитектурой, особенно Париж, и школа. А еще я для себя открыла французскую оперу».

Ее одноклассница Ксения Мальцева призналась: «Очень хотела поехать, но впереди экзамены. В следующий раз — обязательно! Ведь я планирую поступить в иностранный вуз. Наша школа дает такую возможность».

Выпускников гимназии с каждым годом становится все больше. И это вклад в будущее страны. Сейчас в школе вместе с опытными учителями работают 17 молодых педагогов. И это тоже хороший знак обновления: значит, новых и хороших идей впереди еще будет много.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах