Первая французская — в Новосибирске
В 1939 году, в год смерти Надежды Константиновны Крупской, по просьбе школьников и учителей Министерство образования РСФСР присвоило школе имя выдающегося деятеля. В годы перестройки, когда пересматривалась вся история страны, этот факт по умолчанию был забыт. Об этом с некоторой обидой время от времени напоминают ветераны, и коллектив школы планирует вернуть гимназии имя Крупской.
В годы войны выпускники уходили на фронт, многие так и не вернулись. После Победы образованию в стране стали уделять особое внимание — чтобы поднять из руин страну, нужны были грамотные специалисты. С того времени школа всегда на передовом рубеже новаторских идей. Несколько лет она была женской. А 1968 году учебное учреждение первым в Новосибирске получило статус школы с углубленным изучением французского языка. Подобные школы в городе стали появляться только в 90-х годах. Произошло это таким образом: в Кировском районе решили закрыть восьмилетнюю школу, а двух преподавателей французского направили в нынешнюю гимназию. А те, при поддержке директора образовательного учреждения, обратились в Москву с просьбой придать школе специализированный статус. Министерство образования одобрило эту идею. Но учебников не было — за ними преподаватели ездили в Ленинград. Сегодня в гимназии преподают два учителя французского — Людмила Смышляева и Тамара Захарочкина, они были в числе первых учеников, углубленно учивших иностранный язык. Обе закончили школу с серебряными медалями, а потом поступили в вузы.
«В педагогическом институте, — вспоминает нынешний директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 «Французская» Татьяна СЕВОСТЬЯНОВА, — моим преподавателем была Тамара Захарочкина. Потом, когда она пришла в нашу школу учителем, я долгое время чувствовала себя студенткой, хотя уже была директором».
Клавдия Ферапонтова, один из многих влюбленных в эту школу учителей, в начале 70-х предложила создать музей «Нормандия-Неман». Она прочитала о французском истребительном авиационном полке, воевавшем во время ВОВ против германских войск в 1943−1945 годах. После того как музей был создан, сюда приезжал Герой Советского Союза, командор ордена Почетного Легиона, командующий 303-й истребительной авиационной дивизией (в которую входил полк «Нормандия») генерал-майор авиации Георгий Захаров.
Экономика – на иностранном
В последующие годы школа оправдывает статус самой престижной в городе с изучением иностранного языка. Развиваются побратимские связи с колледжем Франсуа Траэффо из города Лиль д’ Або и лицеем Жанны д’ Арк из Клермон-Феррана. Французские школьники и учителя несколько раз приезжали в Сибирь, а сибиряки ездили во Францию. Гостей размещали на квартирах местных школьников.
В лихие 90-е школа, как и все госучреждения, переживала тяжелые времена. — Финансирование, — вспоминает директор Татьяна Севостьянова, — велось только по статье «Зарплаты». Между тем здание уже сильно обветшало. Это был кошмар, из-за которого я ночами не спала. Дети тех лет до сих пор помнят, как сидели в кабинетах 3-го этажа, а капель падала им на голову. Крыша постоянно подмокала, обваливалась штукатурка. В весенние каникулы я из столовой таскала баки на 3-й этаж, а потом их передвигала, чтобы не было потопа. Денег не было даже на мыло. Приходилось просить родителей помогали с финансированием, некоторые возмущались. Чтобы выжить, мы первыми создали воскресную школу подготовки дошкольников к 1 классу. Это были дополнительные образовательные услуги, а потому платные. Тогда же стали считать перспективным английский язык, и мы тоже его ввели в образовательную программу.
Но даже в эти сложные годы школа искала новые направления, модернизировала образование. В 1992-м посольство Франции предложило российским школам стать участниками эксперимента — преподавать экономику на французском. Свое согласие дали 12 школ. Одной из первых, где начали внедрять новшество, стала новосибирская.
— На базе нашей школы, — продолжает директор, — был проведен всероссийский семинар. К нам приезжали из Министерства образования страны перенимать опыт. В тот год, видимо, за смелость, мне было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. Дело в том, что в стране не было учебников по социальной экономике, мы даже толком не понимали что это такое. Посольство Франции подарило нам пособие, которое мы сначала перевели на русский, разобрались в экономических понятиях и терминах, после чего только смогли преподавать. За Уралом в те годы экономику на французском преподавали только в Новосибирске и Ангарске. Сейчас — только у нас.
Гимназия стала домом
В 2009 году школа получила статус гимназии. Обучение в лучших традициях сохраняется.
Татьяна Севостьянова считает, что сейчас, с введением подушевого финансирования, появилось больше возможностей.
— В современной школе, — продолжает она, — образовательный процесс можно выстроить таким образом, что у выпускников будут шансы поступить не только в местные, но и европейские вузы. Школа, безусловно, должна соблюдать образовательные стандарты. В Новосибирске многие учреждения среднего образования работают по определенному профилю. Не случайно родители, прежде чем отдать ребенка в школу, как правило, выясняют, по какой программе и по каким учебникам ведется преподавание. Например, в нашей школе уклон — французский язык. В связи с этим в рамках французско-российской программы «Жюль Верн» часть предметов ведут французы на иностранном языке. В прошлом году это была математика, в этом — история и география. Никакой дополнительной платы за это с родителей не берем. Если школа востребована, в ней учится более тысячи детей, и подушевое финансирование позволяет безболезненно вводить интересные проекты. За каждого ребенка в рамках госфинансирования наша школа получает 17 тысяч рублей в месяц. Поэтому такая система обязывает общеобразовательные учреждения быть востребованными. Один из критериев — процент поступивших в вузы выпускников. У нас поступают в вузы 97%. Остальные ребята идут учиться в колледжи.
В гимназии сегодня действует большое число спортивных секций (бадминтон, настольный теннис, гимнастика, таэквондо, фехтование и др.), школа искусств, театральная студия, в которой школьники всех параллелей ставят спектакли на французском, английском, японском языках. Играют в спектаклях даже выпускники — стало традицией поздравлять таким образом своих бывших учителей с 8 Марта. К слову, некоторые выпускники стали профессионалами — играют на подмостках театра им. Афанасьева. В гимназии есть собственная газета «Эхо» для старшеклассников, журнал «Веснушка» для самых маленьких, радио, телевидение. Причем постоянного состава журналистов и дикторов нет — в этой роли может попробовать себя каждый. Новости и видеоролики о школьной жизни можно увидеть по телевизору в коридоре на перемене. В 2011 году гимназия № 16 организовала кинофестиваль детских фильмов, который собрал представителей многих школ города и области.
Во Францию — на стажировку
Понравилась поездка и школьникам. Ученица 9 «А» класса Лера Фунтикова рассказывает: «Все было необыкновенно — и города с прекрасной архитектурой, особенно Париж, и школа. А еще я для себя открыла французскую оперу».
Ее одноклассница Ксения Мальцева призналась: «Очень хотела поехать, но впереди экзамены. В следующий раз — обязательно! Ведь я планирую поступить в иностранный вуз. Наша школа дает такую возможность».
Выпускников гимназии с каждым годом становится все больше. И это вклад в будущее страны. Сейчас в школе вместе с опытными учителями работают 17 молодых педагогов. И это тоже хороший знак обновления: значит, новых и хороших идей впереди еще будет много.