Журналист «АиФ на Оби» разбирался в космической грамотности и узнавал так ли необходимы уроки астрономии.
Уроки неба
Отсутствие астрономии как базового школьного предмета, по всей видимости, сказалось и на знаниях поколения, подросшего без её преподавания. По данным сотрудников новосибирского учебно-научного центра «Планетарий», сегодня 32% сибиряков считают, что Солнце вращается вокруг Земли, а 14% – уверены, что полный оборот вокруг Солнца наша планета совершает за месяц, а не за год.
В школе, где учился одиннадцатиклассник из Новосибирска Ярослав Петров, не было ни одного урока астрономии. Однако юноша, очарованный космосом, после 8 класса поступил в технический лицей СГУГиТ. На его базе работает планетарий. Ярослав уверен: его будущее связано с изучением космоса.
«Какая у меня будет профессия? Думаю, научный сотрудник, – делится планами юноша. – Собираюсь поступать в вуз, где буду заниматься теоретической физикой».
Однако у большинства школьников рвения нет – чтобы заинтересоваться небесными далями, необходим хоть какой-то стимул. А он из школьной жизни исчез вместе с уроками астрономии.
Ситуация с отсутствующим предметом в школах разная. Где-то преподают науку о звёздах в качестве факультатива. В большинстве ограничиваются лишь «первостепенными» предметами. Под потолком кабинета физики школы № 73 – небольшие разноцветные шары из бумаги – самодельные планеты, смастерённые учениками. Здесь устройство небес изучают уже в пятом классе – правда, в рамках естествознания и лишь по часу в неделю. Немного внимания предмету уделяется и в 11 классе.
Наталья Золотарёва, учитель физики, показывает немногочисленные страницы, посвящённые астрономии, в устаревшем учебнике физики для старшеклассников. «Содержание раздела, – сетует преподаватель, – давно не соответствует современным знаниям о космосе. Кроме того, авторы советского учебника предлагают начать изучение астрономии ученикам выпускного класса. Однако под занавес обучения знакомиться с наукой не очень уместно».
«Очень плохо, что астрономии как таковой сейчас в учебном плане нет, – вздыхает учитель. – Дети должны быть в курсе новых открытий. Например, сейчас говорят о появлении новой планеты, а они не знают даже, из чего состоят уже известные. Вообще, сложилась странная ситуация: мы космос развиваем, а астрономии в школе нет!»
За счёт чего?
Как будут вводить новый предмет на практике, никто пока не знает. Но учителя понимают, что нововведение повлечёт за собой немало хлопот: предстоит как минимум переаттестация и пересмотр учебного плана. «Добавлять новые часы в существующее расписание вряд ли будут, – говорят учителя, – а вот пожертвовать временем другого предмета, а значит, чьими-то рабочими часами, видимо, придётся».
Однако среди родителей учеников подобного единогласия нет. Во многих школах за неимением современных учебников и полноценной программы фактически упразднили существующие часы астрономии. Такая перемена произошла в том числе и по инициативе родительского сообщества.
«Не знаю, как дети будут справляться с программой, когда появится ещё один предмет, если уже сейчас они более чем загружены, – жалуется Анастасия, мама шестиклассника одной из новосибирских школ. – Я вижу, сколько им уже сейчас задают, а что будет к старшим классам? Ведь ещё и к выпускным экзаменам готовиться надо. Тут «обычных» предметов вполне достаточно, какая уж там астрономия!»
Впрочем, если астрономию будут вводить в объёме полноценного предмета, нововведение реализуется не скоро. Ведь одной лишь переподготовки учителей и даже перестановок в учебном плане в этом случае будет недостаточно.
«Вернуть астрономию в школы непросто, – считает преподаватель технического лицея СГУГиТ Виктория Дамм. – Кадров нет – педагогические вузы не готовят учителей астрономии. А чтобы серьёзно вести предмет, нужны специалисты. К тому же двух планетариев нашего города недостаточно на 270 школ».
По мнению преподавателя, для того, чтобы передать даже минимальные знания о космическом пространстве, одного часа в неделю, отведённого на урок в выпускном классе, будет мало.
«Эти знания нужно давать с первого класса и до одиннадцатого, – продолжает она. – Нужно, чтобы дети знали окружающий мир, понимали, что находится вокруг них, а потом углублялись дальше. Заинтересовать старших школьников намного труднее. Когда дети приходят в планетарий, у них появляется интерес к сказке – к звёздному небу. Взрослым школьникам это уже, как правило, неинтересно. Если после похода в планетарий не поддерживать в ребёнке возникший интерес, его астрономическое образование на этом закончится».
Юлия Моисеева