Шахтёрский город Экибастуз знают не только потому, что здесь в начале 50-х годов прошлого века отбывал наказание политзаключённый Александр Солженицын, 10 лет жил в ссылке соратник Сталина Георгий Маленков, но и потому, что здесь самый крупный угольный разрез мира – «Богатырь», электростанция с самой высокой на земном шаре 420-метровой дымовой трубой.
Кем был Иван Денисович
В Экибастузе я встретил коллегу-журналиста Антона СОЛДАТЕНКО, который рассказал немало интересных фактов об этом самом «грёбаном» Экибастузе.
Под отвалами остались тысячи безымянных могилок. Сколько в точности политзаключённых погибло в Экибастузе, неизвестно, так как архив лагеря исчез и до сих пор не найден.
Здесь могла быть и могилка тогда никому неизвестного, а позже ставшего знаменитым писателем, лауреатом Нобелевской премии Александра Солженицына, который был одним из тысяч здешних политзаключённых.
В послевоенные годы страна нуждалась в недорогом топливе. В Экибастузе буквально на глубине штыка лопаты были разведаны несметные залежи каменного угля – 11 миллиардов тонн! Как достать это драгоценное богатство из-под земли?
Для этого в 1948 году в СССР была создана сеть особых лагерей для политических заключённых. Одним из них стал лагерь в Экибастузе, входивший в состав Степлага. Первые политзаключённые появились здесь в 1949 году, а в начале 50-х сюда перевели и Солженицына. Вместе с ним здесь отбывали наказание также Герой Советского Союза майор Воробьёв, капитан первого ранга Буковский и многие другие участники войны. Дармовые руки таких политзаключённых использовали на строительстве первых жилых кварталов и промышленных предприятий рабочего посёлка Экибастуз, ТЭЦ и первого угольного разреза.
Невозможно даже представить, в каких неимоверно тяжёлых условиях трудились политзаключённые: зимой – лютые морозы, снежные бураны, летом – нестерпимая жара, даже воды и той не было в достатке. Здание из красного кирпича, которого касались руки того же Ивана Денисовича, а также самого Солженицына, на фоне современных корпусов нынешней теплоцентрали выглядит весьма скромным. Но для многих экибастузцев первая теплоэлектроцентраль является памятником тому непростому времени. «В 1952 году в экибастузском лагере произошла забастовка заключённых,– добавил Антон. – Кстати, о событиях «массовой волынки» Солженицын рассказал как участник события в третьем томе «Архипелага ГУЛАГ».
Услышан не был
В середине двухтысячных годов в Экибастуз приезжала съёмочная группа ВГТРК во главе с известным тележурналистом Андреем Кондрашовым, чтобы снять видеоряд к одному из документальных фильмов о Солженицыне. Быть гидом по памятным историческим местам московские гости попросили местного ветерана-журналиста, известного краеведа Павла Оноприенко. К счастью, до сих пор сохранились несколько исторических объектов, к которым имел отношение будущий писатель Солженицын, их и показали московским гостям. Это тот же старый корпус первой ТЭЦ, полуразрушенные стены бараков, где сидели заключённые, приземистое здание клуба, куда водили зэков «на политинформацию», то самое кладбище, где могла бы быть могилка будущего писателя.
«Павел Ильич давно вынашивал идею о переименовании одной из улиц города в улицу Солженицына, – рассказал Солдатенко. – Много раз по этому поводу обращался к местным властям, но так и не нашёл у них поддержки. Своей идеей он поделился на камеру с московскими журналистами. Но всё так и осталось без изменений».
Антон считает, что виной всему стало открытое письмо Солженицына «Как нам обустроить Россию?», опубликованное в прессе в сентябре 1990 года, которое многими казахстанцами, в том числе и жителями Экибастуза было встречено неоднозначно. «Услышан я, к сожалению, не был. Не был понят», – отмечал впоследствии Солженицын.
Смотрите также:
- Видеооператор Густаво Веласкес: «Россияне душевные, открытые и работящие» →
- Летчик Валерий Поташов: «Настоящие мужчины берут риск на себя» →
- Россия и Китай станут друзьями навек? →