Весна в зоопарке. Как звери радуются приходу тепла?

Питомцы Новосибирского зоопарка уже выводят в свет своих детенышей © / Елена Иванова / АиФ

В город пришла весна, наконец выглянуло теплое солнце, и в зоопарке закипела жизнь: специалисты переселяют животных на улицу из теплых вольеров, многие обитатели готовятся стать родителями, а некоторые звери уже показали публике своих детёнышей. Корреспондент АиФ-Новосибирск поговорил с пресс-секретарем Новосибирского зоопарка Евгенией Перовой о том, как звери реагируют на возросшее количество посетителей, сложно ли сегодня получить животное из другой страны, и что ждет жителей города грядущим летом.

   
   

Весенее переселение

Александра Трофименко, «АиФ-Новосибирск»: В Сибири очень неустойчивый климат. Даже в мае есть вероятность того, что в один день может пойти снег и ударить мороз. Как животные, особенно экзотические, относятся к таким перепадам?

Евгения Перова: В целом, звери  реагируют положительно. В этом сезоне первыми переехали водоплавающие птицы, фазаны и курообразные, потому что даже минусовую температуру -3,-5 градусов они переносят хорошо. Уже сейчас журавли, несмотря на нестабильную погоду отложили яйца на улице. К тому же, на случай похолодания в каждой клетке установлены лампы солнечного света, под которыми они могут греться.

Также мы выселили на улицу тропических кошек. Это удивительные животные, которые легко приспосабливаются ко всему. Сервалы и каракалы, в принципе, неплохо переносят перепады температур. Но мы специально утеплили им домики, чтобы, в случае чего, они могли погреться.

Сейчас планируется еще открытие уличных вольеров для обезьян. Лемуры себя уже комфортно чувствуют при температуре около +7 градусов. Они пока не заходят в волеры, но уже могут греться на переходном мосту около павильона «Тропический мир».

Из-за того, что зима у нас в Сибири длится почти 9 месяцев, солнца очень мало. Чтобы не было недостатка витамина D, который очень важен для животных, мы стараемся как можно раньше выводить их на улицу.

Малыш аргали ищет свою маму Фото: АиФ/ Елена Иванова

— А как звери реагируют на то, что с приходом тепла становится больше посетителей?

   
   

— Кого-то люди раздражают, тогда животные стараются спрятаться. Есть, наоборот, те, кто любит быть на публике. Например, орангутаны. Теперь еще наши контрабандные шимпанзе. Они очень зависимы от людей, поскольку все время, с тех пор, как их изъяли с алтайской таможни, обезьянки всегда находились с людьми. Их кормят четыре раза в день с рук. Поэтому уже сейчас в вольере им важно, чтобы рядом находился человек. И когда идет поток людей, но никто не подходит, они подходят к стеклу и начинают стучать по нему ладошками, привлекая к себе внимание.

Черепахи в коробке

— Раз уж мы затронули тему обезьян расскажите, часто ли вам вообще приносят животных?

— Зверей, снятых на таможне распределяет только Россельхознадзор. Сейчас мы вообще не имеем права брать животное, будь то сбитая косуля или сова с подбитым крылом, без согласия органов местного самоуправления. У нас это Департамент по охране животного мира. Если мы примем животное без их одобрения, то это уголовно наказуемое дело, которое подразумевает крупные штрафы. Нам очень часто сообщают о таких зверях, но подобные вещи решает департамент. То есть, их специалисты принимают решение о состоянии, а затем отправляют , куда посчитают нужным. Мы не берем на себя эту ответственность.

Папа Игрунки Жоффруа несет малыша на спине Фото: АиФ/ Елена Иванова

— А с таможни часто животных передают?

— Я буквально недавно узнала новость, что молодой человек вез из Вьетнама около 20 редких птиц без документов. Но пока не знаю, отдадут нам их или нет.

Пару лет назад была история о том, как из Казахстана нелегально привезли почти три тысячи сухопутных черепах. Перевозили контрабандой, поэтому животные были в ужасном состоянии: для того, чтобы они меньше места занимали при транспортировке, их по три штуки связали скотчем и сложили в коробки. Естественно, выжили далеко не все.

Наших специалистов часто вызывают как экспертов в частные и детские зоопарки. У нас однажды был случай, когда в одном из таких мест у хозяина была большая коллекция животных, которых на долгое время были без надлежащего ухода. Многие погибли.

— У России сейчас сложные отношения со многими европейскими странами. Это как-то отразилось на вашей работе с другими зоопарками?

— Бывает так, что координаторы определенных видов рекомендуют передачу тех или иных животных в Европу. Раньше такие вопросы решались за 2-4 месяца, но теперь переговоры могут длиться год, и не всегда заканчиваются положительно. К примеру, мы планировали отправить в Англию очень редкую особь персидского леопарда. Очень долго собирали большой пакет нужных документов, однако эта передача так ничем и не закончилась.

— А чем это объясняется?

— Как таковых объяснений нет. Они просто тянут. Но вообще, в большинстве случает, переговоры заканчиваются положительно, и мы получаем животное. Очень хорошие отношения с Чехией, даже не припомню конфликтных ситуаций. С Францией успешно работаем. Наверное, все зависти от желания конкретного зоопарка. Если мы заинтересованы в передаче, то будем действовать очень настойчиво, начиная от обращения в органы местного самоуправления, заканчивая московскими властями.

Люди готовы помогать

— Недавно цены за входной билет поднялись. С чем это связано, и как отреагировали на это жители города?

— Последний раз цена за входной билет поднималась летом 2014 года. Тогда люди реагировали достаточно остро, возмущались многие. Сейчас, в связи со сложной экономической ситуацией в стране, было принято решение о поднятии цен. Но на этот раз новосибирцы с пониманием отнеслись этому.

Маленькие шимпанзе ждут новых посетителей, потому что очень любят быть рядом с людьми Фото: АиФ/ Елена Иванова

— Я слышала, что в зоопарк можно прийти волонтером и помочь.

—В начале марта этого года мы уже начали готовиться к летнему сезону. Мы просили о помощи, приходили волонтеры, откликнулись многие фирмы. Очень здорово, что люди готовы помочь. Тогда было очень тепло, почти 20 градусов, а на следующий день пошел дождь. Из-за этого снег сжался и заледенел. Мы вместе тогда очень много прибрали, но не все. Снег был такой плотный, что невозможно было поднять лопату. Дальше погода снова восстановилась, мы снова попросили о помощи, и люди снова пришли.

К нам приходят очень много школьников. Учителя приучают подрастающее поколение к труду. Конечно, они по-разному к этому относятся. Кто-то радуется, что с уроков отпустили. По другим видно, что им это неинтересно. Но потом их захватывает сам процесс, наверное, потому что они понимают, что делают хорошее дело. Ни разу не было такого, что дети приходят недовольные и уходят в таком же настроении. Это ведь всегда масса эмоций.

В общем, очень часто звонят, и спрашивают, нужна ли помощь. Иногда даже не знаем, куда их отправить, потому что в один день может прийти более ста человек. Но справляемся, потому что работа всегда есть.

— Еще вы иногда просите жителей приносить какие-то вещи. Например, недавно вы собирали игрушки для маленьких шимпанзе. Люди быстро реагируют на такие объявления?

—Когда мы объявили о том, что требуются вещи для обезьян, нас просто завалили. Причем, многие несли новое, прямо из магазина. Теперь у  шимпанзе есть большой запас игрушек и одеял, которыми они укрываются, а оставшееся мы распределяем между другими обитателями. Зоопарк распределен на секции. В первую очередь, мы отдаем принесенное приматам, потому что клич был им. Но есть, например, кошачьи, тогда сотрудники этой секции говорят: «Что вы нам игрушки не даете? Наши детки бы с ними играли». Сейчас мы стараемся распределить подарки так, чтобы каждое животное было чем-то одарено. Я даже видела, что ягуару положили игрушку. Понятно, что для него это просто развлечение, хотя кошка – она и в Африке кошка.

В будущем планируется реконструкция вольеров для бурых медведей, которую так ждали жители города Фото: АиФ/ Елена Иванова

Дом для жирафа

— В преддверие празднования юбилея в зоопарке планируются ли какие-то мероприятия?

— Официальной датой образования Новосибирского зоопарка считается 28 августа. Для российских и зарубежных коллег в начале августа мы планируем научно-практическую конференцию. А для жителей города мы организуем большое мероприятие в день праздника.

Этот год назван годом экологии в нашей стране. Поэтому каждое воскресенье в нашем зоопарке проходят тематические праздники и акции, которые тоже приурочены к юбилею.

— Появятся ли какие-то новые вольеры? Слышала, что планируется построить павильон для жирафа.

— Да, мы хотели заложить первый камень павильона в этом году, но пока пришлось сроки немного отодвинуть. Из далеко идущих планов – строительство вольера для японских макак, а также мини-павильон с открытой площадкой для фламинго.

К юбилею зоопарка планирует открыть цокольный этаж в павильоне для мелких приматов и пингвинов. Туда уже не переехали переехали крокодилы, тайры, выдры, рептилии и куницеобразные. Также где-то через месяц будет открыт памятник директору.

Пингвины радуются маленьким посетителям Фото: АиФ/ Елена Иванова

— Вы достаточно много лет работаете в зоопарке. Как вы его воспринимаете?

— Конечно, это моя работа, но, помимо этого, здесь я еще отдыхаю душой. Да сложно, но, выходя на крыльцо администрации, я понимаю, что являюсь частью одной большой семьи, как людей, так и животных. Если бы обитатели зоопарка не приносили потомство, это бы значило, что им здесь плохо. Но каждый год у нас рождается множество детёнышей разных видов. Поэтому я думаю, что мы идем в правильном направлении.