Новосибирский вирусолог Нетёсов оценил опасность оспы обезьян для россиян

Георгий Зотов / АиФ

12 июля Роспотребнадзор заявил о выявлении в России первого случая заболевания, вызванного вирусом обезьяньей оспы. Вирус открыли в середине 50-х годов XX столетия; с тех пор отмечались многочисленные вспышки в странах центральной и западной Африки. В начале мая 2022 года стали появляться сообщения о быстром распространении этой болезни в странах за пределами чёрного континента.

   
   

О том, какой риск на самом деле представляет оспа обезьян для жителей России, что делать при обнаружении её наиболее характерного симптома и чем уникальна эта эпидемия, рассказал nsk.aif.ru вирусолог, доктор биологических наук, академик РАН, заведующий лабораторией Новосибирского государственного университета Сергей Нетёсов.

Учёный отметил, что предсказать темпы распространения вируса в России пока невозможно, в том числе из-за отсутствия до недавнего времени больных на нашей территории.

«Вопрос о том, как будет распространяться вирус оспы обезьян, непростой, потому что основной способ распространения в странах Западной Европы — через ЛГБТ-сообщества. О том, сколько таких людей России, информации нет. Если бы у нас в стране было бы 10% населения гомосексуалистов — я бы сказал, что эпидемия возможна, но сколько их на самом деле — непонятно. Так же непонятно, как они взаимодействуют друг с другом и насколько часто контактируют» — сказал профессор.

Тем не менее, на данный момент риск заразиться инфекцией предельно низок — особенно для сибиряков.

«Сейчас вероятность встречи с зараженным обезьяньей оспой для жителя Новосибирска ненамного больше вероятности встречи с марсианином. Если вы не контактируете с людьми, которые приехали из Африки, или с теми, кто контактировал с приехавшими из Африки — бояться нечего», — поиронизировал вирусолог.

Учёный считает, что вирус попал в Россию из-за безответственного поведения того самого прилетевшего из Европы гражданина.

   
   

«Судя по всему, Роспотребнадзор принял необходимые меры по эпидемическому контролю приезжающих в Россию, поскольку его специалисты данного больного нашли и изолировали. Но я бы предусмотрел следующее: необходимо сделать краткий, на полстраницы, медицинский опросник для людей, которые приезжают из европейской страны, где был обнаружен вирус, и у которых есть хоть какие-то признаки серьезного заболевания. Кроме того, по идее необходимо, чтобы те специалисты Роспотребнадзора, что стоят в пограничной зоне в аэропортах, обращали внимания на всех людей с сыпью, независимо от её природы. И судя по всему, это предусмотрено», — рекомендовал вирусолог.

Однако по наличию одной лишь сыпи, сказал Сергей Нетёсов, нельзя заключить, что человек болеет именно оспой обезьян – достоверный диагноз можно поставить только на основе методов специфической лабораторной диагностики.

«Если человек прибыл в Россию из другой страны и обнаружил у себя сыпь – он должен немедленно обратиться к врачу. Не нужно заниматься самодиагностикой и определять болезнь “на глаз”, поскольку сыпь — это симптом, в том числе, кори, краснухи, парвовирусной инфекции и ещё ряда вирусных инфекций. Есть методы дифференциальной лабораторной диагностики: специалисты берут пробы крови и изучают их в лаборатории. Если есть подозрения на инфекцию, ставятся все необходимые лабораторные тесты», — сказал профессор.

Нетёсов считает, что шумиха вокруг вируса излишне раздута, поскольку, в отличие от «уханьского» коронавируса, нынешний вирус оспы обезьян известен научному сообществу как минимум полстолетия. Кроме того, его вспышки фиксировались ещё в прошлом году, в том числе и в европейской стране.

«Ажиотаж вокруг этой темы подняли журналисты. Вирус обезьяньей оспы описан ещё в учебниках вирусологии 1970-80х гг., и его вспышки уже неоднократно случались. Небольшая вспышка в 2021 году была выявлена в Нигерии, а потом туристы занесли вирус в Великобританию, где заболело в 2021 году трое человек; ни один из них не умер», — проинформировал учёный.

Также нет поводов беспокоиться о показателе смертности — процент умерших из числа заразившихся обезьяньей оспой менее одного процента.

«Смертность от вируса оспы обезьян примерно такая же, как от коронавируса: даже не от “уханьского”, а от нынешнего варианта — небольшая, меньше 1%», — отметил вирусолог.

Необычность нынешних вспышек в том, что они начались и распространились среди представителей ЛГБТ-сообществ. Но вряд ли обезьянья оспа рискует стать «вторым ВИЧ», которым через половой контакт заражаются и обычные люди.

«Этот вирус попал в ЛГБТ-сообщества и там задержался. Подобное действительно произошло первый раз. Дело в том, что, когда в многочисленное сообщество представителей ЛГБТ в Калифорнии в 1980 году попал ВИЧ, оттуда пошла эпидемия. То есть, эти люди с нетрадиционным поведением являются мультипликаторами инфекций: изначально ВИЧ был болезнью гомосексуалистов, но, когда она много раз через них прошла, вирус адаптировался и стал передаваться обычным половым путём. Но вирус обезьяньей оспы был открыт на 30 лет раньше, чем ВИЧ, и подобного ещё не произошло. Не ведите себя рискованно, и будете жить спокойно», — сказал профессор.

Ранее Сергей Нетёсов назвал группы риска в период подъёма заболеваемости коронавирусом, который ожидается осенью.