На системные проблемы, существующие в системе здравоохранения СФО, указала первый заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. Показатели смертности населения в трудоспособном возрасте в нашем федеральном округе значительно хуже, чем в целом по РФ. Среди причин, по которым люди умирают, не дожив до пенсии, – онкология и сердечно-сосудистые заболевания. Сильно портят статистику младенцы, которые уходят из жизни, едва родившись. В среднем по РФ младенческая смертность составляет 5,2 на
1 тыс. чел. А в СФО – на целую единицу больше.
Успеть за 1,5 часа
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев говорит, что в Кузбассе нет такой семьи, где кто-нибудь не болел бы раком. Регион – на печальном втором месте в России по уровню заболеваемости онкологией. «В 42% случаев болезнь обнаруживают на 3–4 стадии, когда сделать практически ничего невозможно. Мы теряем людей!» – бьёт тревогу губернатор Кузбасса.
В числе причин, по которым жители Кемеровской области умирают от страшной болезни, главная, конечно, экология. Но есть и другие – острейший дефицит медицинских кадров, неэффективное использование диагностического оборудования, отсутствие медпрофилактики. По словам Цивилева, в онкологической службе Кемеровской области сейчас работают 93 врача. По штатному расписанию их должно быть 197.
В Новосибирской области среди причин смертности на первом месте – сердечно-сосудистые заболевания. При этом на весь регион – всего два сосудистых центра. Губернатор Андрей Травников уверен – этого недостаточно. У человека есть шанс не остаться инвалидом после инсульта, если в течение первых 1,5 часа ему оказали высокотехнологичную медпомощь. У жителей отдалённых сельских территорий практически нет возможности такую помощь получить – расстояния от стационаров до деревень порой превышают 150 км. В связи с этим Андрей Травников поднял вопрос развития санавиации в СФО.
Губернатор Алтайского края Виктор Томенко первостепенное значение уделяет первичной медико-санитарной помощи. «Все самые важные для больного решения должны приниматься в первичном звене», – уверен Виктор Томенко.
Для Алтайского края развитие «первички» важно ещё и потому, что 44% населения живёт в сельской местности. У этих людей нет возможности посещать коммерческие клиники и записываться на приём к профессорам.
Между тем проблемы с каждым годом усугубляются: растёт износ оборудования, обостряется кадровый голод. «Молодые специалисты в деревню не едут, 70% работников ФАПов – пенсионеры», – констатирует Виктор Томенко.
Управленцев – в отставку?
Татьяна Яковлева в числе причин, по которым «хромает» медицина в СФО, назвала низкую квалификацию госслужащих в региональных министерствах здравоохранения: «Отсюда – неправильные управленческие решения». Рыба, как известно, гниёт с головы.
У представителя федерального ведомства много претензий к организации диспансеризации. Она либо проводится формально, либо рассматривается, как способ потратить деньги из бюджета и карманов населения. Людям назначают кучу не столь необходимых анализов, ставят не всегда верные диагнозы.
С медицинскими кадрами в Сибири тоже порядка нет. «Во многих регионах по общему числу кадров – профицит. Но при этом первичка – пустая, а все врачи сосредоточены в престижных клиниках», – недоумевает замминистра. И это – очень интересный вопрос к тем же управленцам от медицины: кто должен составлять и контролировать штатное расписание?
Итог подвёл представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. Он сказал, что из федерального бюджета для регионов СФО до 2024 года на здравоохранение выделят больше 200 млрд руб. «Мы обязаны потратить их эффективно», – резюмировал полпред.
Смотрите также:
- Туберкулез: почему в Новосибирской области не могут победить заболевание? →
- Туберкулёз не сдаётся. Чахотку обещают победить к 2030 году →
- И меня вылечат? Сколько психбольных в Сибири →