Как повысить конкурентоспособность национальной экономики?

Фото: АиФ-Новосибирск

Новосибирск, 24 мая, АиФ-Новосибирск - Российская академия наук и российские ученые обеспечили научное и экспертное сопровождение главных технологических рывков XX века – ядерного, аэрокосмического, нефтегазового. И сегодня государство и общество ждут новых инициатив и проектов, способных вернуть России это лидерство. О том, как вывести страну на передний фронт мирового технологического развития, рассуждает Юрий ШОКИН, директор Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт вычислительных технологий» Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск), академик, доктор физико-математических наук, профессор.

   
   

Перспективные проекты

nsk.aif.ru: Юрий Иванович, что необходимо сделать, чтобы вновь появились научные разработки такого масштаба?

Ю.Ш.: Академия наук и СО РАН должны самостоятельно инициировать значимые народно-хозяйственные проекты, повышающие конкурентоспособность национальной экономики. Сибирское отделение обладает научно-технологическими заделами, позволяющими инициировать несколько крупных, как говорили ранее – народно-хозяйственных, комплексных проектов, способных вывести страну на передний фронт мирового технологического развития, обеспечить глобальную конкурентоспособность российской экономики по отдельным направлениям. Такие проекты должны отвечать ряду требований, быть достаточно масштабными, иметь существенное экономическое значение, обеспечивая рост производства и валового продукта, порождая цепочки кооперации и создание добавленной стоимости, имея выход на конечного потребителя. В идеале проект, инициированный СО РАН, должен привести к созданию кластера, объединяющего НИИ, вузы, малый и средний инновационный бизнес, производственные предприятий, в том числе зарубежные, сети дистрибуции и сервиса. Проекты должны опираться на разработки СО РАН, имеющие мировой научно-технологический приоритет либо обеспечивающие выход на мировой технологический уровень с перспективой занять лидирующие позиции. Кроме того, они должны иметь интеграционный характер, то есть объединять широкий круг академических НИИ, университетских кафедр и лабораторий, сопоставимый с технологическими платформами. Безусловно,  проектам необходима поддержка частного бизнеса и статус государственно-частного партнерства. В идеале на результаты проекта должен быть крупный частный или государственный заказчик.

nsk.aif.ru: Требования достаточно жесткие. Возникает вопрос: а есть ли такие проекты?

Ю.Ш.: Предложу несколько из тех, которые уже заявлялись институтами СО РАН. Это проект создания центра ионно-лучевой терапии рака, продвигаемый Институтом ядерной физики СО РАН более 7 лет. Имеющийся в институте задел позволяет России стать одной из трех стран мира, производящих необходимые ускорители. Проект требует объединения усилий ядерщиков, программистов, биологов, медиков. Есть огромный спрос, прежде всего в Китае и странах Юго-Восточной Азии, есть колоссальный спрос внутри страны и огромный социальный эффект. Есть заинтересованность частного бизнеса и готовность инвестировать, в том числе в приобретение уже наработанных клинических данных.

Большой интерес представляет проект создания новых катализаторов и каталитических технологий глубокой переработки нефти. Опыт Института катализа СО РАН в реализации мегапроектов доказал способность разрабатывать эффективные каталитические технологии, однако отсутствие необходимой инфраструктуры, позволяющей масштабировать опытные установки – от лабораторных до опытно-промышленных, не дает институтам возможности выйти на рынок промышленного инжиниринга. Еще один проект – создание общенациональной системы мониторинга, ситуационного анализа и прогнозирования социально-экономической и природно-климатической обстановки в регионах России. Разработка ИВТ СО РАН совместно с достижениями других профильных институтов может и должна быть масштабирована на всю территорию страны и улучшаться в части оперативности, увеличения числа параметров мониторинга, глубины анализа и прогнозирования.

 

   
   
Фото: АиФ-Новосибирск

Следующее направление – комплексный проект по разведке и освоению недр Сибири и арктического шельфа с привлечением перспективных достижений в геологии, геофизике, физике, математике, научном приборостроении, экономике, информационных технологиях.

 

Убежден, что можно быстро сформировать список из 4-6 проектов, удовлетворяющих приведенным критериям и способных вызвать интерес и поддержку как лидеров государства, так и бизнеса и широкой общественности. Естественно, в их число попадут и проекты, связанные с обороной и безопасностью страны.

Главным механизмом продвижения данных проектов должно стать их включение в концепцию Центра образования исследований и разработок (ЦОИР), разработку которой ведет правительство НСО и ряд федеральных министерств по поручению В. В. Путина. Основным недостатком разрабатываемой концепции, по моему мнению, является отсутствие в ней значимых и понятных научной и деловой общественности задач и ориентиров, отсутствие проектного подхода. В этой ситуации СО РАН должно помочь власти наполнить концепцию содержательными задачами, проектами. Тогда наш ЦОИР будет выгодно отличаться от других подобных центров, в частности от проекта «Сколково». Ключевой вопрос – финансирование. Опыт технопарка и территориального инновационного кластера показывает, что рассчитывать стоит на уже действующие механизмы поддержки: ФЦП различных ведомств, институты развития, такие как ВЭБ, РВК, Роснано, Сколково и др. Попытки пробить отдельный канал финансирования под наши затеи еще ни разу не привели к результату. Следовательно, надо создавать совместную с областным правительством проектную дирекцию, нанимать специалистов, имеющих связи и опыт, платить им достойные зарплаты и учиться добиваться результата. Надо выстроить отношения с Агентством стратегических инициатив, в последнее время ставшим очень влиятельной структурой.

nsk.aif.ru: Не менее важно и социально-экономическое развитие академгородков…

Ю.Ш.: Сибирское отделение должно взять в свои руки инициативу разработки программ территориального развития академгородков. То, что городки научных центров СО РАН нуждаются в особом статусе и особой программе развития, уже понимается как местными, так и федеральными властями. Вопрос только в сути такого статуса и механизмах его реализации. В любом случае, будет ли это особый закон об академгородках или другой механизм, особый статус нужен не сам по себе, а как гарантия исполнения особой программы развития. Ведь что такое академгородки? Это прежде всего инфраструктура – социальная, инженерная, транспортная, это среда, призванная обеспечить реализацию тех амбициозных программ и планов, которые обязано ставить Сибирское отделение. Именно в этом мы выгодно отличаемся от прочих интересантов, реализующих на нашей территории свои политические и коммерческие интересы.

Только Сибирское отделение способно выстроить векторы интересов различных общественных, бизнес- и властных структур вдоль линий напряженности своего магнитного поля. Для этого надо создать центр притяжения – те самые проекты, о которых речь шла выше, заявить стратегическую программу развития, добиться ее принятия обществом и властью.

В отсутствие инициативы со стороны руководства СО РАН попытки разработки программ территориального развития предпринимают различные общественные образования – Фонд «Академгородок», Ландшафтный совет и прочие. Их усилия без участия СО РАН в лучшем случае бесполезны, а в худшем – могут быть использованы различными силами, реализующими сугубо частные и деструктивные интересы.

Фото: www.russianlook.com

Разработка и принятие программы развития невозможны без тесного сотрудничества с региональной и муниципальной властью. Не буду описывать весь абсурд сложившейся в этой части ситуации. Скажу только, что мой опыт работы в команде академика В. А. Коптюга и опыт академика Н. Л. Добрецова демонстрируют:  такое сотрудничество, несомненно, возможно при соблюдении интересов СО РАН. Да, это не просто, но в этом и состоит профессионализм команды, осуществляющей управление Сибирским отделением.

 

Попробую сформулировать некоторые тезисы, которые могут быть положены в основу программы развития.

       Приоритетной задачей программы развития должно быть создание условий жизни ученых и специалистов, сопоставимых с ведущими научными центрами США и Европы. Увы, без учета погодных условий. При этом должен быть свободный выбор:  

  доступное арендное жилье разного уровня, от малосемеек до коттеджей;

•  возможность приобретения качественных квартир в ипотеку по ценам на уровне регионального стандарта (в НСО – 34 тыс. руб./м2);

•  возможность строительства индивидуальных и малоквартирных домов на площадках с обеспеченной государством инфраструктурой.

        За основу программы жилищного строительства надо взять опыт АЖС-1 и масштабировать его на новые площадки. При этом надо соблюдать публичность, гласность и доступность, которые были у проекта АЖС на его начальной стадии. Безусловно, осуществляться строительство должно на конкурсной основе.

       Как это и планировалось ранее (в 2006-2008 гг.), за счет прибыли АЖС надо построить 2-3 элитных дома для реального расселения вдов академиков и освобождения академических коттеджей для предоставления их ведущим ученым.

       Для ведущих ученых надо обеспечить и участки для строительства коттеджей в лесопарковой зоне, прилегающей к ул. Терешковой (м-н «Е»). При этом  у члена академии должен быть выбор – либо аренда служебного коттеджа, либо возможность построить индивидуальный жилой дом в академическом коттеджном поселке с готовой инфраструктурой.

      Учитывая, что РАН ограничена в распоряжении земельными участками, нам не обойтись без сотрудничества с Фондом РЖС или областным Агентством РЖС. 

      Никакие программы развития в текущих условиях невозможны без государственно-частного партнерства. Поэтому в программе должны быть сформулированы условия такого партнерства. Частные инвесторы должны четко представлять условия, на которых СО РАН готово сотрудничать. 

       Нужна срочная программа реконструкции дорожно-транспортной сети Академгородка. Нужно продолжение пр. Морского до базы А. Тульского, продолжение ул. Инженерной до ул. Академика Ржанова с одной стороны и ул. Демакова – с другой.

       Нужно, наконец разобраться с инженерной инфраструктурой. Безусловно, следует передать муниципалитету магистральные сети – небольшая авария на гнилом коллекторе разорит ГУП УЭВ. Учитывая грядущую и неизбежную приватизацию академических ГУПов, надо зафиксировать свои интересы. Программа развития позволит оценить текущую и перспективную потребность в инженерных мощностях. Надо закрепить за СО РАН эту потребность и согласиться с передачей сетей в муниципальную собственность. Пусть они лучше будут городскими, чем частными.

       Необходимы последовательность, профессионализм и открытость в работе руководства Сибирского отделения. 

Приведенный список задач и проблем, безусловно, неполон и будет расширен в докладе на общем собрании СО РАН

Смотрите также: