Автомобилистка из Кемерова Ирина Лучкина заметила, что у её машины вдруг резко увеличился расход бензина. Никаких признаков поломки при этом не было. На СТО сказали, что с автомобилем все нормально. Почему после заправки «под горлышко» стрелка датчика уровня топлива через 200 км ложится на ноль – можно только догадываться.
Надзорные каникулы
«Мы не знаем, что у нас происходит на автозаправках – какое там качество топлива, корректно ли работают счётчики на топливораздаточных колонках. Что у нас с весами в магазинах – обвешивают на них покупателей или нет – тоже не знаем», – рассказала руководитель Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Людмила Гаталай.
Можно предположить, что причина сложившейся ситуации – «надзорные каникулы», действующие в России с 2015 года и прописанные в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Как объяснил начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры НСО Денис Лаптев, «надзорные каникулы» – заградительная мера для предотвращения давления на бизнес. Смысл их в том, что предприятия МСБ исключены из всех плановых проверок, а внеплановые надзорные мероприятия там можно проводить только в случае угрозы жизни и здоровью людей и только по согласованию с прокуратурой. Исходя из этого, пояснил Денис Лаптев, примерно 30% заявленных внеплановых проверок прокуратура отклоняет.
Между тем наибольшее число жалоб в Росстандарт поступает как раз на качество ГСМ, недолив топлива на АЗС, обвес в магазинах. «Ну, а поскольку угрозы жизни при обсчёте и обвесе не возникает, то и пресечь эти действия никак невозможно», – разводит руками Людмила Гаталай.
В Сибири есть регионы, куда с 2014 года «не ступала нога» проверяющего. Кемеровчане, например, уже несколько лет пишут жалобы на то, что напряжение в бытовых электросетях не соответствует норме. Из-за этого ломаются телевизоры и холодильники. При этом платят люди за электричество как за качественную услугу. Но провести проверку поставщика электроэнергии невозможно – прокуратура не согласовывает.
В Хакасии, Бурятии, Тыве много вопросов вызывает качество строительных материалов. Однако проведение контроля затруднено, потому что в этих регионах нет своих центров стандартизации. Качество топлива уже много лет не проверяли в Норильске, Дудинке. И, вероятней всего, не будут проверять, потому что «надзорные каникулы» продлены на 2019–2020 гг.
Слишком много требований?
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в НСО Виктор Вязовых считает, что надзорные органы проверяют не там и не то: «Есть «белый» бизнес, который официально зарегистрирован и платит налоги – его регулярно контролируют. А есть «серые» фирмы, о существовании которых никто не знает – соответственно, никто не проверяет».
По мнению бизнес-омбудсмена в России нужна реформа надзорной системы, целью которой был бы пересмотр существующих требований. Сейчас много обязательных условий, которые давно устарели, но всё равно являются предметом проверок. В качестве примера уполномоченный по правам предпринимателей приводит опыт Европы и соседнего Казахстана. В Казахстане подобную реформу провели. До реформы там было 650 тыс. требований. После реформы 200 тыс. отсеяли.
«В Европе по закону в одном проверочном листе не может содержаться больше 9 требований. А у нас в одном проверочном листе их может быть до 80, – говорит Виктор Вязовых. – А в общей сложности в России около 2 млн требований, которые могут предъявлять предпринимателям – это слишком много».
Смотрите также:
- Адресно пожаловаться на нарушения в продаже алкоголя могут новосибирцы →
- Как работают независимые представители сетевых компаний в России →
- При губернаторе НСО создан Совет по защите прав потребителя →