В Новосибирске отмечается рост заинтересованности в приобретении продукции компаний прямых продаж. Этот факт подтверждает общая статистика Ассоциации прямых продаж, которая в своем исследовании говорит о том, что за последние три года знание о методе прямых продаж среди мужчин выросло на 14% и составляет 82%. Мужчины не только стали более информированными, но и превратились в активных покупателей: доля мужчин, которые покупают товары через прямые продажи, выросла с 35% в 2015 году до 51% в 2018-м. В группе 50–59 лет за 9 лет количество покупателей также увеличилось с 14% до 19%, а в группе 60 лет и старше – с 8% до 20%.
Автор статьи выбрал для исследования четыре известные сетевые компании для того, чтобы изучить их функционирование на территории Российской Федерации, основываясь на внутренних уставах сетевых компаний QNET, AVON, Oriflame и «Тяньши».
Деятельность независимых представителей в России регулируется теми же законами, которые установлены для индивидуальных предпринимателей. Как только распространитель начинает получать первую прибыль, он обязан открыть ИП для отчисления налогов, чтобы работать на законных основаниях, согласно Налоговому кодексу (часть 2) статьи 346.32.
Отдельного закона о работе сетевых компаний в России не существует, зарубежные компании подчиняются нормам права своей страны, в России независимые представители работают согласно законодательству нашей страны.
Кроме государственных регулирующих предпринимательскую деятельность правовых систем, у каждой компании есть свой кодекс, который устанавливает правила взаимодействия между ней и распространителями, а также между распространителями и конечным потребителем.
Подобные кодексы, кроме морально-этических норм, устанавливают правила, касающиеся товарно-денежных отношений. В кодексах прописаны основные термины и положения. Регламентирует систему прибыли компенсационный план – план выплат распространителю его комиссионных.
Компенсационный план, или Как получают прибыль независимые представители
Существует четыре типа компенсационных планов: одноуровневый, ступенчатый/отделяющий, бинарный и матричный. От них зависит, какую прибыль в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе будет получать независимый распространитель. За более чем 50-летнюю историю сетевого бизнеса компании, которым удалось продержаться 5 и более лет, в 99% случаев предлагали своим распространителям ступенчатые/отделяющие компенсационные планы.
Закупки товара независимыми представителями
Одним из преимуществ сетевого маркетинга является относительно небольшая стоимость получения статуса независимого представителя. Кроме приобретения членства, каждая из выбранных для детального анализа сетевых компаний подразумевает первоначальную покупку на определенное количество баллов для активации будущего распространителя в системе и получения дохода с построенной команды.
Для активации необходимо приобрести товары на определенную сумму. У Oriflame активация равна 150 баллам, в которых 1 балл равняется 36 рублям. За приобретение компаниями часто начисляется скидка на последующие заказы.
В QNET для получения первого, «бронзового» уровня необходимо набрать 500 баллов, а затем «активироваться» путем личной покупки, розничной продажи или привлечения новых членов команды, которые купят продукцию не менее чем на 1000 баллов. Методы можно совмещать.
Сотрудничество с компанией требует ежегодного продления. Так, в кодексе Oriflame это указано в пунктах 2.9. – 2.10. В кодексе QNET в пункте 6.0 также указано, что для получения комиссионных вознаграждений независимый представитель должен регулярно продлять договор.
Статус независимых представителей
Сетевые компании не несут ответственности за предпринимательскую деятельность независимых распространителей. В договоре компании «Тяньши» по этому поводу написано следующее: «Дистрибьютор не является сотрудником или представителем Компании, но действует в качестве независимой договаривающейся стороны во всем, что касается деятельности». Также указано, что распространитель не может характеризовать себя как должностное лицо или учредитель/акционер/участник.
Компания Oriflame подчеркивает в пункте 4.3. договора, что сотрудничество компании с распространителем осуществляется не по трудовому договору и в предоставлении информации о возможностях работы с компанией он должен ясно дать понять, что компания не предлагает стандартное трудоустройство, а оказывает помощь для начала собственного бизнеса.
В договоре Avon сказано, что нарушение данного пункта является серьезным нарушением внутреннего кодекса и влечет за собой аннулирование договора с распространителем, также и Oriflame говорит о возмещении убытков распространителем в случае его представления от имени компании. Все представленные компании говорят о том, что не несут ответственности за любой ущерб, иски и претензии, возникающие из-за неправомерной деятельности независимых распространителей.
По этой причине независимые распространители не могут использовать товарные знаки без согласования с компанией, наименования, домены и другие информационные обозначения себя как официального представителя компании, чью продукцию реализуют.
Налоговые вычеты
Деятельность независимых представителей относится к товарно-денежным отношениям. Поскольку между распространителями и компанией нет трудовых взаимоотношений, ни одна из представленных компаний не выплачивает налоговые сборы за своих независимых представителей. Каждый независимый представитель самостоятельно ведет бухгалтерскую отчетность, выплачивает налоги и сборы, подает декларации о доходах. Сетевые компании подчеркивают важность ведения предпринимательской деятельности в рамках закона.
Согласно правилам внутреннего кодекса «Тяньши» независимый представитель не должен провоцировать возникновение любых претензий, напротив, обязан следовать законодательству страны, в которой он осуществляет свою деятельность. В уставе QNET указывается необходимость обязательного получения лицензии, если в определенном регионе она требуется.
Avon указывает, что в случае противоречий договора и законодательства независимый представитель обязан следовать нормативным актам страны, в которой ведется предпринимательская деятельность.
Реализация продукции
Согласно правилам компаний реализация происходит с помощью модели прямых продаж и других оговоренных в договоре методов. Так, распространители Oriflame, как и распространители QNET, не могут продавать товары с помощью розничной торговли, в интернет-магазинах, на аукционах и на бесплатных досках объявлений. Отдельный ряд площадок может быть использован только для демонстрации продукции. Реализация через интернет жестко регламентирована. Отдельным пунктом 5.10 Oriflame ввела запрет на рассылку спама. Реализовывать продукцию, используя мошеннические махинации и вводя в заблуждение потребителей, запрещено в любой из представленных сетевых компаний.
В компании QNET обязательно постоянно участвовать в продвижении товаров и услуг, привлекая новых клиентов и сопровождая существующих. Это сделано для мотивации каждого независимого представителя к предпринимательской активности и для того, чтобы избежать ситуации, когда вместо продажи товаров распространители акцентируются на создании команд.
Выход из компании
Независимым представителям предоставляется возможность получить компенсацию при выходе из компании. Так, компания QNET говорит о возможности выкупить у независимого представителя на разумных коммерческих условиях составленные компанией и пригодные для дальнейшего использования рекламные материалы и Стартовый комплект. Компания Oriflame в случае письменного расторжения договора о сотрудничестве обязуется возместить расходы на приобретение продукции. Другие компании также открыты к диалогу, чтобы расстаться мирно и на взаимовыгодных условиях.
Существует ряд ограничений по этому пункту, в которые входят: короткий срок обращения, невозможность вернуть деньги за использованный товар, зачастую невозможность полностью компенсировать все затраты за другие пункты.
Положение независимого представителя сетевых компании в России сохраняется в правовых актах государства на уровне обычного предпринимателя, который самостоятельно несет ответственность за свою деятельность. Также этой позиции придерживаются сами компании для самостоятельного функционирования распространителей. Однако в сетевой структуре существуют свои плюсы, недоступные в обычном бизнесе, такие как компенсационный план, рабочая маркетинговая стратегия. Вкупе с использованием образовательных программ компаний и других бонусов следование правилам и соблюдение законодательства позволяют вести открытый, честный бизнес в сетевой структуре, сохраняя статус собственника и руководителя малого или среднего бизнеса долгие годы.
Те, кто решился стать независимым представителем сетевых компаний и упорно работает, добиваются высоких результатов и достойно зарабатывают. Если вы активный и коммуникабельный человек, имеющий обширный круг знакомств, то вы вполне можете стать успешным и финансово независимым человеком.
Автор текста: Надежда Максимова.