Накануне закона: статистика охраны труда лукавит?

"Орел из-под небес к семье своей С богатым завтраком с охоты торопился, Он видит: дуб его свалился И подавило им Орлицу и детей" © / "Теремок"

Искажённая статистика

— Как выглядит эта сфера за неделю до вступления закона в силу?

   
   

— Пожалуй, сегодня главная примета российской охраны труда — это искажённая статистика по случаям травматизма на производстве. Официальная статистика ГИТ (Государственной инспекции труда) утверждает: с каждым годом рабочего травматизма становится меньше. Так, количество несчастных случаев (НС) на производстве в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом на 33 эпизода. Но количество погибших в них, наоборот, выросло на 6 человек. По статистике смертельных групповых НС, количество гибнущих в них с каждым годом растёт. Если в 2009 и 2010 годах в таких НС погибали по 2 человека, то в 2011 — 5, а в 2012 — уже 12. Статистику смертей исказить невозможно. А что касается НС с лёгким исходом, то эти данные часто искажают.

Сергей Крыгин, руководитель группы компаний "Сибпроф" Фото: АиФ / Елена Иванова

— Каким образом?

— Отсутствует чёткая система учёта НС, которая была в СССР. Поэтому единственный источник данных о травматизме — это учреждения Минздрава. А они регистрируют обстоятельства НС со слов пострадавших. Например, человеку оторвало палец станком. Руководство предлагает ему не ссориться: сохранить рабочее место и получить деньги за молчание. В травмпункте человек даёт ложные данные: мол, оторвал палец на даче. Медики оформляют НС как бытовую травму. И реальная статистика травматизма искажена. Так, в 2012 году из 201 расследования, которые провели инспекторы ГИТ, 18 касались сокрытых НС. Общее количество травмированных в области за 2012 год составило 2589 человек. Но я убеждён, что вместе с сокрытыми случаями эта цифра может увеличиться в разы.

Далёкая власть

— Можно ли изменить эту ситуацию?

Такая задача должна стоять перед теми профессионалами, которым государство готово платить по 450 тыс. рублей в месяц, — перед министрами. Но, к сожалению, власть у нас отделена от остальной страны. И поэтому возможны такие перекосы: в то время как министры зарабатывают по полмиллиона в месяц, зарплата новосибирского инспектора по труду — 13 тыс. рублей. И из-за этого разделения судьбоносные для целой отрасли документы принимают без оглядки на регулируемую сферу. Вспоминается басня Крылова «Орёл и Крот»: «Но кстати ли Орлу принять совет из норки и от Крота! А где же похвала, что у Орла глаза так зорки?» К новому закону Минтруда должно выпустить целую базу подзаконных актов. Но большую часть этих документов работники отрасли до сих пор даже не видели. То есть на нас — граждан и профессионалов — власть не ориентируется. Но ориентируется на саму себя.    
   

— Можете ли проиллюстрировать эту мысль примером? 

— Недавно сообщили, что Новосибирская область первой перешла  на электронную систему документооборота. Прекрасное, казалось бы, событие. Отправляю я в мэрию электронное письмо. Звоню, спрашиваю: «Получили?» Мне отвечают: «Да, получили. Ждите ответа через месяц». Но ведь и раньше, когда я отправлял простое письмо, срок ожидания был таким же. То есть, для меня, как для просителя, с переходом на электронный документооборот ничего, по сути, не изменилось. Понятно, что людям во власти удобнее работать с электронными письмами, чем возиться с бумажными. Но возникает вопрос: для кого власть ввела эту новинку — для нас или для себя?

Группа компаний «Сибпроф»

Г. Новосибирск, улица Ватутина, 20/1

8(383)361-42-45, nilarmfaktor@mail.ru

На правах рекламы