За чей счёт гуляем? Госзакупки остаются нескромными.

Куда уходят деньги? © / Олеся Ходунова / АиФ

Журналист «АиФ на Оби» выяснял, почему многие бюджетные учреждения продолжают шиковать в кризис.

   
   

А какая зарплата у сотрудников?

В 2013 году в стране подписали Федеральный закон № 44 о контрактных закупках. После этого закупки стали открытыми и любой житель России (который, кстати, платит налоги) может узнать о том, как тратятся государственные средства на сайте Госзакупок. Что именно покупают муниципалитеты, ведомства и министерства для своих нужд? Но и открытость порой не останавливает от шика. Во Всероссийский рейтинг расточительности за первые месяцы 2016 года попал Институт археологии и этнографии СО РАН. Учёные купили внедорожник за 5 млн рублей. Сегодня законодательство (223-ФЗ) позволяет бюджетному учреждению делать любую закупку. В Федеральном агентстве научных организаций по НСО подтвердили чистоту этой закупки.

Но возникает вопрос: почему учёные вдруг стали такими расточительными, что заказали внедорожник за 4,867 млн рублей. Неужели на такой шикарной машине они будут ездить на археологические раскопки? Рассказать редакции «АиФ на Оби», для чего был закуплен дорогой автомобиль, в Институте отказались. На наш запрос Александр ЛОМАНОВИЧ, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН, ответил: «Автомобиль Toyota Land Cruiser 200 входит в транспортный парк института, в котором 40 автомобилей и 3 катера. По этому внедорожнику есть результаты плановых проверок, он приобретён без нарушений и в интересах института. Отчитываться ещё и перед СМИ не видим оснований».

Вообще-то по российскому закону «О СМИ» чинить препятствия в получении информации руководитель организации, тем более государственной, не имеет права.

Ещё в 2014 году правительство России опубликовало постановление, по нему покупать автомобили федеральные чиновники (уровня министров) могут не дороже 2,5 млн рублей. Получается, что учёным мужам можно? Между тем зарплаты у многих научных сотрудников оставляют желать лучшего. Но руководство считает, что вместо прибавки к зарплатам сотрудникам лучше пополнить автопарк (вдобавок к 40 уже имеющимся). Кстати, многие институты Академгородка в Новосибирске ждут, когда будут выделены средства из федерального бюджета на покупку нового оборудования, на усовершенствование лабораторий и другие задачи.

Большие аппетиты?

Такие закупки, как у научного Института, считаются расточительными, но они вполне законны.

Не все готовы отказаться от подобных закупок. К слову, в конце прошлого года на портал Госзакупок СО РАН выставили лот на проведение банкетов, фуршетов и приёма делегаций на сумму 2,9 млн рублей. Между тем и аппарат губернатора НСО в декабре 2015 г. тоже выставил лот на те же нужды на сумму 3 млн рублей. Понятно, что региональное правительство гораздо чаще принимает делегации. Выходит, у учёных аппетит больше? Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области, объяснил: «У нас в списке блюд нет ни заморской икры, ни коньяка со звёздами. Там обыкновенные продукты, которые нужны для того, чтобы гостеприимно принять делегации, которые приезжают к нам».    
   

Общественники в Новосибирской области уже не раз находили на сайте госзакупок лоты, которые составлены с грубыми нарушениями, и порой необходимые суммы завышены в разы. Например, на сайте «За честные закупки» есть информация о том, что государственное казённое учреждение НСО «Территориальное управление автомобильных дорог НСО» выставило с нарушениями лот на 19,9 млн рублей на ремонт дороги «12 км а/д «К-12» - Криводановка» длиной 865 метров. Общественники подсчитали, что по документам километр ремонта обойдётся в 23 млн рублей. Но на самом деле даже на ремонт дороги федерального значения III категории сумма будет 7,9 млн рублей.

Между тем в стране кризис, поэтому правительство РФ призывает чиновников сократить траты. В мэрии Новосибирска ещё в 2014 году остановили закупку планшетов для чиновников, в 2015 году отказались от банкета на Новый год.

Деньги тратят не туда
Александр Стефанов, общественник, активист проекта «За честные закупки»: Институтом археологии и этнографии СО РАН куплен дорогой внедорожник, и такое использование денег, на мой взгляд, расточительство. Отменить подобные закупки, которые сделаны на собственные средства, государственные ведомства, в том числе антимонопольная служба, не могут. Дело в том, что сейчас многие бюджетные учреждения переводят на самоокупаемость, и такую свободу некоторые руководители трактуют лишь в пользу собственного комфорта и привилегий. А ведь средства зарабатываются с использованием ресурсов бюджетного учреждения, и возникает вопрос, почему подчас крупные суммы не тратят на его развитие и улучшение технической базы, на материальную поддержку сотрудников? А потом будут всё это просить у государства. То есть за счёт бюджетных средств. Сегодня на такие неэкономные учреждения можно воздействовать только общественным осуждением и широкой оглаской.

Сергей Соколов, сопредседатель Новосибирского областного отделения «Опора России»:

– Государственные, муниципальные и корпоративные закупки – это дополнительный канал сбыта для предпринимателей. В перечень товаров и услуг, которые закупают, входят около 22 тыс. позиций, поэтому бизнесменам нетрудно найти свою нишу в сфере закупок. Кроме того, бюджет – один из самых надёжных источников финансирования: он исключает обман предпринимателей заказчиками. В условиях нестабильности экономики такая гарантия важна.

Пока малый и средний бизнес неактивно участвуют в закупках. Основная причина – стереотип, что результаты торгов заранее предрешены, что в них участвуют только «свои» компании. Однако в Новосибирской области, по 44 ФЗ, представители малого и среднего бизнеса заключили около 9900 контрактов на сумму 3,5 миллиарда рублей. Сдерживает предпринимателей и отсутствие навыков работы на электронной торговой площадке, плохое знание нормативно-правовой базы закупок. В поддержку бизнесменов, которые участвуют в аукционах, на 2016 год появилась квота прямых закупок гос­компаниями, федеральными и муниципальными заказчиками. В планах объём федеральных закупок на 2016 год около 4 триллионов рублей, из них для региональных заказчиков – 59 миллиардов рублей, для федеральных заказчиков – 44 миллиарда рублей, это прямые закупки у малого и среднего предпринимательства.

 

Смотрите также: