Общая протяжённость дорог в России – 1,3 млн км. На то, чтобы отремонтировать и реконструировать их все, требуется 25 трлн руб. Из-за транспортных проблем Россия ежегодно теряет около 3% ВВП.
Залог здоровья экономики
Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ, назвал поиск новых источников финансирования дорожного строительства одной из важнейших стратегических задач: «Дороги – кровеносные артерии, которые обеспечивают жизнь организма под названием государство. Хорошие дороги – залог здоровья всей экономики. Кроме того, это ещё и мультипликатор возникновения новых отраслей, катализатор развития регионов. Как только где-нибудь строится дорога – территория становится привлекательной для инвесторов, люди приезжают туда жить и работать».
Проекты частно-государственного партнёрства, начинающие своё развитие в России, позволят дорожной отрасли впервые в истории современной России к 2018 г. выйти на 100% финансирование ремонта дорог. Сегодня концессии успешно работают в энергетике, ЖКХ. Таких проектов уже более трёхсот. За последние два года в нашей стране заключено 41 концессионное соглашение в транспортной сфере. Государство намерено заключать партнёрские отношения с бизнесом на паритетных началах – финансовое участие 50х50. Средства для участия в концессиях поступят в бюджет благодаря закону о взимании платы за проезд с владельцев грузовиков массой свыше 12 т. «Что касается источника средств, то он был определён здесь, в Новосибирске, на прошедшем в октябре 2014 года заседании президиума Госсовета РФ под председательством президента России Владимира Путина», – напомнил Максим Соколов.
Этот закон заработает с 1 сентября 2015 г. на всех дорогах России. В дальнейшем идеологи ГЧП планируют довести долю участия бизнеса до 60–70%.
Когда время – деньги
Для зарождающейся Новосибирской агломерации развитая дорожная инфраструктура чрезвычайно важна, уверен Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор НСО. Он назвал ключевые инициативы по развитию транспортной сферы региона: продолжение Северного объезда и Восточного обхода, Юго-Западный транзит, строительство 4-го моста через Обь. Проект Юго-Западного транзита Новосибирская область показала в 2014 г. на инвестиционном форуме в Сочи. Его стоимость – 25 млрд руб. Проект 4-го моста, названного «Центральный», сейчас проходит госэкспертизу.
Владимир Городецкий надеется, что наш регион получит федеральный грант на реализацию этих проектов.
Одним из важнейших событий форума стало соглашение о сотрудничестве между правительством Новосибирской области и государственной компанией «Российские автомобильные дороги». Документ подписали Владимир Городецкий и Сергей КЕЛЬБАХ, глава госкомпании «Российские автомобильные дороги». Он направлен на поиск, отбор, структурирование и сопровождение инвестиционных проектов, ориентированных на развитие дорожного хозяйства Новосибирской области.
Опыт строительства платных дорог, мостов и тоннелей есть как за рубежом, так и в России. За границей сеть платных дорог развивается под лозунгом: «За переплаченные деньги вы получаете сэкономленное время».
Смотрите также:
- На трёх «китах». Как работал губернатор последние два года? →
- Приходите к нам с деньгами: инвестиционный климат в НСО →
- В Новосибирской области начнется реиндустриализация →