Гусинобродский рынок Новосибирска, в народе прозванный барахолкой, уже несколько месяцев остается «горячей» темой и для горожан, и для политиков. Его предстоящее закрытие или переезд вызывают в соцсетях бурные дискусcии, выплескивающиеся на улицы города в виде митингов.
Поначалу губернатор Василий Юрченко был более чем категоричен и не желал идти ни на какие компромиссы. «Весь план четко синхронизирован. 2 января там барахолки не будет», — пообещал он 26 июля. 8 декабря вышли на митинг работники рынка - от 3 до 5 тыс. человек. Главными лозунгами были «Дайте время на строительство [нового рынка]» и «За каждым торговым местом – судьба семьи».
Было предложено компромиссное решение, озвученное нынешним и.о. градоначальника, а тогда вице-мэром Владимиром Знатковым. В общих чертах предлагалось, что никакого переноса контейнеров в Пашино не будет, а будет строительство нового торгового комплекса, куда уже потом переедет барахолка. Однако при подобном раскладе сроки переезда барахолки существенно сдвигаются.
Правительство Новосибирской области отодвинуло срок закрытия барахолки до 1 апреля и начинает осуществлять схему с переездом рынка в микрорайон Пашино. Тут к возмущенным работникам рынка, которые не очень хотели, чтобы их закрывали и вывозили, присоединились недовольные жители Пашино, ряд городских депутатов, а также военные.
Яблоко предвыборного раздора
По словам губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, этот рынок под открытым небом, построенный в 60-х годах, уже полвека уродует лицо города, и поэтому должен быть ликвидирован. На барахолке невозможно создать отвечающие нормам условия для работы продавцов и удобные примерочные для покупателей. Кроме того, рынок, по мнению главы области – место совершения многих преступлений. «Я считаю, что большинство горожан закрытие Гусинобродского рынка никак не затронет. Предприниматели смогут продолжить свою деятельность в современных торговых павильонах. И все, кто будет противиться этому, мешать, я думаю, что потерпят фиаско», - заявил губернатор.
Также Юрченко, по его собственным словам, ознакомился с точкой зрения, которую через СМИ излагают предприниматели: после закрытия Гусинобродского рынка город потеряет 300-400 млн руб. ежегодных налоговых поступлений.
«Я хочу, чтобы все понимали масштаб происходящего, - сказал губернатор. – По экспертным оценкам, бюджет РФ ежегодно теряет на этой территории до нескольких миллиардов рублей».
«Город получал с этих доходов совсем немного, а налоговая инспекция еще меньше. Основные суммы ( и тут я полностью согласен с губернатором) проходили вне поля зрения фискальных органов. Контролировали эти потоки всего несколько человек. Очевидно, что предпринимаемые Правительством Новосибирской области меры направлены на кардинальный слом сложившейся системы финансовых взаимоотношений.
Было бы понятно и правильно, если бы меры эти, как и обещал губернатор, были нацелены на повышение прозрачности финансовых потоков и увеличения налогооблагаемой базы региона. Подобные действия следовало только поддержать. Но это в теории. На практике все выглядело немного иначе. В сентябре 2013 года в Новосибирске регистрируется компания ООО «Норд Сити Молл» учредителем которой выступает кипрский офшор, а руководит ею представитель армянской диаспоры Ваган Авакян. Позже проходит аукцион по реализации земельного участка в 49 Га, в районе Пашино. Причем, приобретенные земли в настоящее время не предназначены для строительства рынка и относятся к землям сельхозназначения», - говорит известный оппозиционный политик Ростислав Антонов.
Предприниматели в поисках покупателей
Предприниматели с Гусинобродского рынка уже не хотят никуда переезжать. Но и работать на старом месте не получается. «В конце декабря было очень много рекламы: «Рынок работать больше не будет». Реклама подействовала: люди перестали ездить к нам . Но мы работаем, по крайней мере, до апреля, поэтому - приходите к нам за товарами», - говорят они.
На днях торговцы в очередной раз соберут совещание и, вероятно, начнут снова заваливать власти промокшими от слёз челобитными.
«От каждого торгового места зависит целая семья – отсюда и возникает число в 20 тыс. человек, чья жизнь зависит от рынка. Но некоторые торговые места дают работу целым компаниям. Например, одна из точек продаёт швейные изделия. Её обслуживали 40 швей. Когда началась эпопея с переездом рынка, половину работниц сократили», - говорит директор компании «Скинр», одного из восьми операторов Гусинобродского рынка Олег Агуреев.
Барахолка в роли незваного гостя
По мнению координатора регионального отделения Федерации автовладельцев России Алексея Носова, перенос Гусинобродской барахолки в район Пашино усложнит жизнь новосибирским автомобилистам.
«Пашинское направление всегда перегружено — что Краснояровское шоссе, что выезд на Северный объезд. Там достаточно много транспорта, включая общественный. Дорога оборудована не лучшим образом. Нет пешеходных переходов, плохо освещается. Это будет очередной очаг аварийности. Вдобавок там есть логистический узел», — отметил Носов.
С Носовым согласен депутат Новосибирского сельского района Александр Горский, избиратели которого живут в непосредственной близости от места планируемого строительства.
«Нам надо расширять Мочищенское шоссе, надо расширять пашинскую дорогу. Соответственно, с учётом прилегания этого рынка к Пашино, если мы не хотим, так сказать, наплевать на жителей Пашино, мы должны делать кольцевую дорогу вокруг Пашино, потому что весь поток пойдет через Пашино – и грузовой, и транспортный, и торговый», - отметил депутат.
По словам Горского, введение маршрута электропоезда, предложенное властями как решение транспортной проблемы при возведении торгового центра, также не решит проблему.
По информации АиФ-Новосибирск, даже при переносе барахолки восстановление электрички в Пашино железнодорожники пока не планировали. И в любом случае, даже по личному указанию губернатора они не могут просто взять и запустить новый электропоезд.
Еще одна загвоздка связана с военными. В Пашино находятся ракетная дивизия и склад боеприпасов. По закону вокруг склада должна быть установлена запретная зона шириной 400 метров и запретный (опасный) район в 3 километра. В границах этого района находится весь жилой район Пашино с населением примерно 50 тысяч человек. Таким образом, почти все Пашино и территория вокруг него фактически является опасным районом. А значит, и строить на этой территории ничего нельзя, до тех пор, пока не будут вывезены ракеты и боеприпасы с военных складов. А пока даже садоводы, у которых есть земельные участки в Пашино, не могут оформить их в собственность, поскольку существует статус запретной зоны.
Криминальная сторона барахолки
В начале 2000-х годов были убиты два вице-мэра Новосибирска, которые пытались провести реогранизацию и навести порядок на новосибирской «барахолке».
Вице-мэр Новосибирска Игорь Беляков был расстрелян из автомата в служебном автомобиле по дороге на работу в мэрию в августе 2001 года. Киллер произвел по машине чиновника не менее 25 выстрелов. После этого он подошел к автомобилю открыл дверь и сделал «контрольный» выстрел в голову вице-мэра. В правоохранительных органах тогда сообщали, что, согласно основной версии, убийство Белякова могло быть связано с попытками мэрии реорганизовать «барахолку», которую контрлировали представители преступных группировок.
Должность Белякова после его убийства занял другой вице-мэр — Валерий Марьясов, продолживший работу по реорганизации рынка. В марте 2004 года Марьясова расстреляли из пистолета в подъезде его дома.
Убийства до сих пор остаются нераскрытыми.
Что делать?
Судя по всему, городские и областные власти оказались не готовы принять разумные решения по поводу барахолки. Особенно в преддверии внеочередных выборов мэра. Потому что какое бы из предложенных решений они ни приняли, оно может вызвать протест части избирателей. Однако решение все же придется принимать. Если только Гусинобродский рынок не возьмут измором: нет покупателей - не будет и продавцов. О том, что думают кандидаты на пост мэра Новосибирска по поводу судьбы Гусинобродского рынка, и какие решения они готовы предложить, читайте на сайте «АиФ-Новосибирск» в ближайшее время.