Митинг, по данным правоохранительных органов, собрал на площади имени Жукова 4 тысячи человек. Люди несли в руках плакаты с лозунгами «Нет росту железнодорожных тарифов», «Рост ж/д тарифов – крах экономики Кузбасса».
Угольные профсоюзы объявили главным врагом бедственного положения горняков повышение тарифов на железнодорожные перевозки. Между тем, как сообщили в пресс-центре РЖД, сегодня железнодорожники перевозят уголь по заниженным – специально для горняков – тарифам. На Дальний Восток его доставляют за 6 тысяч км, в основном из Кузбасса. Электростанции его покупают благодаря низким транспортным расходам.
В 2015 году железнодорожные тарифы будут индексированы на 10% – этот показатель заложен в прогноз социально-экономического развития Минэкономики России. Для угольщиков, как считают эксперты, цифра не критичная: при перевозках дальностью свыше 4 тысяч км их затраты увеличатся на 3%, свыше 6 тысяч км – на 4%. При том, что транспортная составляющая в цене угля не превышает 30–40%, это по международным меркам считается немного. В мире она в среднем составляет 50–60%.
Но российские добывающие компании имеют возможность в перспективе существенно уменьшить себестоимость своего товара. Многочисленные месторождения, открытые еще в советские годы, не осваиваются – компании не желают вкладывать в это средства. Хотя средства у них есть.
Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, поясняет: «Рост курса доллара США на 20% при рублёвой себестоимости угля, который продаётся за границу исключительно за валюту, уже весомо увеличил доходы добывающих компаний. Так, СУЭК стала зарабатывать в три раза больше, даже «Евраз» вышел на прибыль, хотя ранее по балансу показывал убытки. Вот только инвестиции в основные фонды не выросли, а, наоборот, упали: с начала года на 2,4% (по данным официального сайта Министерства финансов РФ). Практически не покупается новое оборудование, затраты на технику безопасности, охрану труда, социальную сферу и новые технологии существенно снижены. При этом операционная рентабельность отрасли в целом составляет 16%, что на 2 процентных пункта больше лучших мировых показателей».
За свои права
И на зарплатах шахтёров улучшение рыночной конъюнктуры никак не сказалось, для олигархов прибыль – превыше всего. Хотя из открытых источников известно, что угольные предприятия Кемеровской области принадлежат богатейшим людям страны. Это персоны из топ-100 российского списка Forbes – долларовые миллиардеры, которые покупают себе роскошные яхты, спортивные клубы, огромные поместья и личные самолеты. Получается, что они экономят на своих работниках? Горняки пытаются защитить свои права, но не понимают, каким образом это сделать.
«Угольным профсоюзам и олигархам удивительным образом удаётся убеждать шахтёров в том, что причина всех их бед в высоких железнодорожных тарифах, – продолжает Василий Колташов. – Но даже если предположить, что тарифы оставят прежними, то положение самих горняков это всё равно не улучшит. Ведь шахты и разрезы в большинстве случаев принадлежат оффшорам, от ответственности за которые реальные владельцы – так называемые бенефициары – всегда могут откреститься, бросив горняков на произвол судьбы. Так устроен этот бизнес. В скором времени тысячи горняков могут остаться без работы. И обо всём этом не может не знать Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области».
Так кто расскажет горнякам правду о том, кто виноват в их положении?
Смотрите также:
- Перегнать Китай? Местная одежда и обувь не конкурент товарам из Поднебесной →
- Идти в обход. Кто и как может обрушить экономику Сибири? →
- Фермерам надо надеяться только на себя →