Валентина Мелентьева – из тех, кого называют «человек с активной жизненной позицией». Инженер по образованию, Валентина Петровна в свои 86 занимается сбором и сохранением свидетельств истории.
Архив Валентины Мелентьевой хранится в увесистой картонной папке с грифом «Табель-календарь на 1931 год». Здесь собраны фотографии ее отца, его сослуживцев, детей – ровесников Валентины Мелентьевой. Полуистлевшие листки, исписанные чернилами, хранят память тех лет, страшных и героических.
Первый день войны Валентина Мелентьева помнит, как будто это было вчера.
«Я пошла в магазин за хлебом. Продавщица сказала: «В одни руки даем только одну булку и пирог – война началась». Я ответила, мол, пирог не надо – сами напечем, и помчалась домой. «Мама, мама, война началась!» Мать не поверила, сказала: «Вот вернется отец со службы и все объяснит».
В школе с первых дней занятий объявили сбор помощи для бойцов. Ученики приносили белье, носки. Вале Меленьевой отец отдал весь комплект своего форменного обмундирования – она принесла больше всех.
Брат Валентины Борис в 16 лет подал заявление на фронт. Воевать его не взяли. Направили работать на завод. Когда через год Борис второй раз записался в добровольцы, из военкомата нажаловались отцу – совсем как на подростка-хулигана. А Валентину родители буквально «держали за шиворот» - она рвалась заменить Зою Космодемьянскую.
Отец Валентины был военным комендантом на руднике «Белоречка». Здесь жили спецпереселенцы – и уголовники, и политические. «Папа спал с пистолетом под подушкой», - вспоминает Валентина Петровна. Однажды на руднике произошел такой случай. В 43-44 гг. было голодно. Мать Валентины Мелентьевой на улице упала в голодный обморок.
«На следующий день одна спецпереселенка-украинка принесла нам баночку топленого масла. Мама решила: от отца утаим, иначе он скажет, что это взятка, будем добавлять в крапивный суп по ложке».
Так заключенная спасла от смерти жену своего надсмотрщика.
«Однажды по руднику вели группу пленных немцев. Один был совсем изможденный. Я достала из кармана маленький кусочек хлеба и дала ему. Он съел и заплакал».
В 1945 году Валя Мелентьева училась в интернате, в 6 км от дома.
«К нам зашла квартирная хозяйка, сказала: «Девочки, вставайте! Война закончилась!» Мы шесть километров бежали бегом по лесу – домой. Но мальчишки все равно прибежали раньше нас».
Смотрите также:
- Дочь охранника Троцкого: «Лев Давидович часто говорил папе, что идем не тем путем!» →
- Опалённые строки военных писем →
- Он трижды видел смерти лицо →