Бывшая жительница Новосибирска Ольга Кочетова рассказала на своей странице в соцсетях о девушке с инвалидностью, которая мечтает об электроколяске. Вскоре на карту героини истории Алёны Клещёвой из Симферополя начали поступать деньги от жителей разных городов и даже стран. Первыми откликнулись сибиряки из списка друзей Ольги. Деньги собрали за считанные дни, и сегодня Алёна с радостью использует средство передвижения, на которое раньше не могла накопить годами.
Сами предлагали деньги
Удивительно, как работают соцсети. Ольга даже не объявляла напрямую сбор средств - она просто рассказала, как встретила Алёну. Девушке с инвалидностью первой степени приходилось буквально ползти по лестнице, возвращаясь с работы. И под постом люди начали интересоваться, куда скинуть деньги. Спрашивали не только жители Новосибирской области, но и соседних регионов, а потом сарафанное радио довело до Украины, Германии, Америки.
Всего пара дней – и нужная сумма в 180 тыс. рублей накопилась. Сбор объявили закрытым. «Зачем продолжать? Я не хочу пользоваться добротой», - поясняет Алёна. Но деньги продолжали поступать. Вскоре было уже 200 тыс. рублей. Волонтёры отвезли девушку в магазин, и она, наконец, выбрала себе электроколяску «Пульс 740».
«Я в шоке. Когда Оля звонила и рассказывала, что её подруга потратила на меня весь свой гонорар, я очень удивилась. Я не понимаю, откуда берутся такие люди. Если в ближайший месяц появится время обзвонить всех, чей телефон у меня высветился, я обязательно это сделаю. Всем огромное спасибо!» - радуется жительница Симферополя.
Алёна признаётся, что сумма, которую удалось собрать, для неё – просто гигантская. До этого она год пыталась откладывать деньги, удалось накопить только 18 тысяч. Зато во время сбора волонтёры разом принесли ей 50 тыс. рублей. На карту, к примеру, было единое поступление в 10 тыс. рублей.
Часть людей отправляла деньги не в качестве благотворительного взноса, а за свистульки, которые Алёна расписывает и обычно продает на улице. В данном случае их отправляли по почте. В итоге все готовые сувениры закончились махом, а Алёна перестала успевать их украшать.
Многодетная мама
Алёна – 30-летняя мама троих детей. Её родителей нет в живых (папы не стало в 2005-м году, а мамы – в 2016-м), замужем она не была, а единственный близкий человек, который помогает и поддерживает – её тётя. Именно у родственницы сейчас живут ребятишки - девочки девяти и пяти лет, а также десятилетний мальчик. Их мама сняла жильё в соседнем доме, но общается с детьми каждый день.
«Дом, где я прописана, очень маленький: нам впятером не хватает места, - рассказывает Алёна. - А если у меня будет молодой человек? У каждого свой рабочий график, свой режим дня. Кто-то хочет отдыхать, кому-то надо в школу собираться, и все – в одной комнате. Вечером нужно готовить ужин, а питаемся мы по-разному. В итоге я буду ждать, когда кухня освободится и поем только в полночь».
На себя и своих детей Алёна зарабатывает продажей сувениров. Также она получает пособия и пенсию от государства. Говорит, если свистульки перестанут приносить доход, начнёт продавать цветы. В ближайшее время она планирует переехать на другую квартиру, где будет пандус у входа, и ей не придётся подниматься по лестницам.
Об электроколяске девушка мечтала давно. Даже писала обращение президенту во время прямой линии. Она считает, что до главы государства письмо не дошло, его переслали городским властям. Через месяц поступил звонок – в получении коляски отказали.
«Боюсь, что детей заберут»
Алёна рассказывает, что не только получила помощь, но и столкнулась с критикой. После публикации её истории «ВКонтакте» люди стали писать в комментариях неприятное. Например, одни спрашивают: «Когда рожала, на что рассчитывала?». Другие смеются: «Может, мне начать сбор на электромопед?».
«Для нас электроколяска – не развлечение, а жизненно необходимая вещь. Мои дети ещё маленькие, а уже меня катают. Им тяжело. Выходит, я прошу помощи для себя, чтобы им облегчить жизнь. Опять же, если бы Оля не настояла на публикации, я бы ничего не просила, а копила, как раньше», - объясняется Алёна.
Волнений добавили работники соцзащиты. Узнав о семье, они стали интересоваться, почему дети живут отдельно и в каких условиях. Одна сотрудница приехала к Алёне в квартиру.
«Они считают, что я мать-кукушка. Как бы сбор средств на электроколяску не вышел мне боком, - опасается девушка. - Очень боюсь, что детей заберут. Я же их не бросила, просто сплю в другой квартире. Вот сейчас с вами разговариваю, а рядом мои дочери и сын».
Помогали и раньше
На рабочем месте Алёна сидит у свистулек с надписью «коплю на электроколяску». Иногда параллельно продаёт цветы. И люди обращают на неё внимание. Один раз девушка будто хотела купить ландыши, а потом вдруг начала снимать видео на телефон и предлагать своим подписчикам помочь Алёне.
«Некоторые ничего не покупают, а просто деньги дают - рублей 20-50, - рассказывает продавщица свистулек. - Один и тот же молодой человек часто приходит и суёт мне в руки то пятьсот рублей, то тысячу. Всегда говорит, что «это передали» и быстро-быстро убегает. Эти деньги помогают мне оплачивать жильё».
Однажды помощь оказал мужчина из больницы. Кто это был, до сих пор неизвестно – некий Антон в медицинской форме. Тогда Алёна лежала с трёхлетним ребёнком, которому потребовалась операция на ноге. К ней подошёл человек, который удивился, что коляска для неё слишком широка.
«Я объяснила, что мне её одолжили, так как моя сломалась, - говорит Алёна. - Он ответил, что понял меня и попросил номер телефона. Через полгода позвонил: подарил мне коляску по размеру, детям купил по паре обуви, по портфелю. Сын с тем портфелем ходит уже четыре года. Такая вещь качественная – с ортопедической спинкой. Вот бы узнать, что за марка, я бы новый взяла».
Несмотря на помощь людей, накопить на удобную и практичную электроколяску не удавалось. Максимальная сумма, которую получалось собрать – 25 тыс. рублей за четыре месяца. Но, как обычно, мешают непредвиденные расходы: то заболеет кто-нибудь, то долги нужно раздать. Поэтому денежный сбор в соцсетях оказался очень полезным.
«По банковской выписке на карту Алёны поступило 132 перевода с момента запуска сбора, и до вечера сегодняшнего дня. Итого за пять дней мы с нуля и до финала довели историю реализации одной мечты. Теперь у Алены есть много друзей, она обрела силы и веру в людей и в свои возможности», - пишет на своей странице в Facebook Ольга Кочетова.
Что движет альтруистами
Новосибирский врач-психотерапевт европейского реестра, психоаналитик Игорь Лях говорит, что люди, которые, не раздумывая, помогают другим, бывают ведомы разными мотивами. Один из них традиционно называют отзывчивостью: человеку просто приятно сделать доброе дело, которое можно назвать частью его социальной жизни.
«У нас Новосибирске, если застревает автомобиль, люди бескорыстно, даже не будучи водителями, помогают его вытолкнуть. А многие переводят бабушек через улицу, покупают им продукты. Отзывчивые люди получают удовольствие, зная, что были полезными, что их дело вызвало у кого-то чувство благодарности. Но здесь важна не столько обратная связь, сколько знание, что ты сделал что-то хорошее», - рассуждает психотерапевт.
По его словам, альтруистическое поведение в обществе одобряется на инстинктивном уровне. Это здоровое поведение сильного человека, у которого есть избыток ресурса. Этот избыток он направляет на общее благо.
Есть и другие мотивы. Некоторые люди идут на благотворительные акты, потому что сами когда-то нуждались в помощи и получили её. Они как бы возвращают обществу «долг». Другие занимаются альтруизмом, надеясь, что в будущем им тоже может потребоваться поддержка. Ещё один мотив – эмпатия или естественное для человека чувство сопереживания, когда хочется «устранить чьи-то страдания».
Через соцсети проще
Директор Института социальных технологий, доктор социологических наук Людмила Осьмук объяснила, почему собрать деньги через интернет оказалось намного проще, чем за годы работы в людном месте.
«Старые практики дискредитировали себя, и люди не доверяют тем, кто просит денег, допустим, в метро, - говорит эксперт. - Кроме того, наши современники не приемлют давления, когда им настойчиво предлагают вложить средства или когда они видят таблички с просьбами - это называется молчаливой агрессией».
Как отметила профессор, стоит учитывать, что и в интернете собрать средства быстро удаётся не всегда, так что это дело случая. Видимо, в данной ситуации выстроилась правильная коммуникация.
Но есть здесь и закономерность. По мнению Людмилы Осьмук, общество меняется. Благотворительность превращается в привычную социальную практику. Люди больше говорят о волонтёрстве, которому обучают в школе и студенчестве, рассуждают о филантропии.
«Если раньше волонтёрство было добровольно-принудительным, то сегодня у людей появляется внутренняя потребность им заниматься, - полагает социолог. - Человек волен хотеть или не хотеть. Это, наверное, очень важно. Это свидетельствует о том, что у нас появилось что-то, чего раньше не было. Во всяком случае, я смею так думать. Вместе с тем благотворительность – это тенденция, нейтрализующая некоторую жёсткость, свойственную обществу в наши дни».