Чужие или свои? Приезжие украинцы не могут получить российское гражданство

Андрей Дорофеев / Коллаж АиФ

Не все наши соотечественники, приехавшие из ДНР и ЛНР в Сибирь, смогли прорваться через  бюрократические препоны и получить российское гражданство.

   
   

Из Донбасса – в Сибирь

Мигранты помогают развивать экономику. Учитывая, что население России стремительно стареет, они нужны. Но вот Европу заполонили беженцы – это в основном молодые крепкие парни, которые вовсе не скрывают, что не хотят подстраиваться под местные порядки и традиции. Многие европейцы опасаются, что вскоре они сами могут стать чужими в своей стране. Глядя на это, сибиряки хотят, чтобы в Россию больше приезжало наших соотечественников – людей, близких по культуре, традициям, желательно из бывших стран СНГ. Украинцы как раз из их числа.

В 2014-м, когда на Донбассе началась война, в Россию приехало порядка миллиона беженцев. В наш регион, по официальным данным, – 3300 человек. Напомню, что 3 месяца они могли жить в пунктах временного размещения бесплатно, не заботясь о собственном пропитании. Порядка двух сотен – в основном шахтёры, по понятным причинам уехали в Кемеровскую область. Некоторые вернулись назад, в Донбасс. Остальные остались здесь.   

«Для украинцев мы подбирали работу индивидуально, 80% трудоустроили, – рапортует Надежда ЦветковаА, начальник управления занятости населения министерства труда НСО. – Те, кто остаётся, могут вступить в программу по содействию добровольному переселению соотечественников из-за рубежа и уже через 6–7 месяцев получить гражданство РФ и те же права.  Уже более 2 тысяч украинцев воспользовались этой программой. Сейчас у нас на учёте стоит только один украинец». 

Между тем есть украинцы, которые никак не могут пройти через бюрократические препоны и получить российское гражданство.

Нет регистрации – нет гражданства

Евгений Болехивский приехал из ДНР весной 2015 года. Электрик 6 разряда, не раздумывая, в первые дни записался в ополчение, «чтобы защищать родной город Донецк». А когда объявили о перемирии, он уехал в Россию. Через новосибирский центр занятости устроился на завод. «Сначала зарплата была 25 тысяч рублей, – рассказал Евгений, – а потом, видимо, со сбытом возникли трудности и платить мне стали 15 тысяч. Но  нужно было за аренду жилья платить, на еду ничего не оставалось. Я уволился. Нашёл фирму, где платили 25 тысяч. Но и там через 3 месяца не стало ни работы, ни зарплаты».

Дмитрий Зеньковскийи Евгений Болехивский хотят стать россиянами. Фото: Из личного архива

 

   
   

Уже здесь, в Новосибирске, когда он, голодая, отчаянно искал работу, ему вручили крест «За защиту Донецка» и медаль «От благодарного луганского народа». Вскоре ему повезло – новые знакомые помогли устроиться в фирму к частному предпринимателю. Но Евгений всё ещё живёт по временному паспорту. «Пару раз в миграционном центре мне даже талончика на очередь не доставалось, – продолжает он. – В последний раз, когда я всё-таки попал на приём, мне сказали, что в программу можно попасть всей семьёй или нужно получить развод».

Но это нереально, ведь война разделила эту семью, как и многие на Украине. Супруга Евгения сразу, как начались боевые действия, взяла маленького сына и
уехала в Киев, к матери. «Мы окончательно рассорились, – говорит Евгений, – когда она сказала, что ВСУ правильно делает, уничтожая бандитов в Донбассе. Сейчас она со мной не разговаривает, развод не даёт. В Киев я тоже поехать не могу – не хочу попасть в застенки ВСУ. И что же мне теперь делать? Я не достоин что ли быть гражданином России?»

Герман Титов, который приехал в Новосибирск из ДНР, тоже не скрывает своего разочарования.

«Я работал в управляющей компании Ленинского района Новосибирска с осени, – говорит он, – всю зиму ворочал снег, получая 13 тысяч рублей. А в мае, когда работы стало мало, меня сократили».

Герман – непьющий, хорошо разбирается в машинах, работал каменщиком на стройке. Но в стране кризис, не имея гражданства, ему вдвойне сложно найти работу с зарплатой более 20 тысяч рублей. Меньше – нельзя, ведь он снимает жильё. 

«Зарплату устанавливает работодатель, – разводит руками Надежда Цветкова. – Мы не имеем возможности влиять на это». 

Многодетный отец Дмитрий Зеньковский приехал в НСО ровно 2 года назад. Однако до сих пор не стал гражданином РФ, хотя очень этого хочет. У себя на Украине он воевал против нацистов, имеет крест «За оборону Славянска» и медаль «За боевые заслуги», чудом выжил. «Жена очень переживала тогда, – вспоминает Дмитрий, ведь она была беременная четвёртым малышом. А я не мог иначе – мой опыт кадрового офицера был очень нужен».

Именно супруга уговорила его переехать в Россию. Здесь и пригодилась вторая, мирная профессия мебельщика. Эта семья не может получить гражданство. «Всё застопорилось потому, что у нас нет местной регистрации, потому что нет родственников, готовых прописать к себе. А платить по 3 тысячи рублей за регистрацию каждого члена семьи ежемесячно нет возможности, ведь мы ещё арендуем жильё. Но чиновники УФМС говорят, что иначе не положено».      

Понятно, что все обязаны следовать букве закона. Но неужели нет законного способа помочь нашим соотечественникам, которые воевали против нацистов, рискуя собой?

В тему

Сколько приезжает мигрантов?

    Не секрет, что работодатели предпочитают нанимать гастарбайтеров, потому что они соглашаются работать за меньшую плату. Сколько их приехало в этом году в НСО?

Н. Морозов, Искитим

Юрий Звягинцев, начальник управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по НСО: 

«В 2016 году встали на миграционный учёт 182 тысячи иностранных граждан, что на 15% меньше, чем в прошлом. Половина из них сообщили, что приехали работать. Более 30 тысяч получили патенты, более 3 тысяч – разрешение на работу. За 8 месяцев в региональную казну за патенты перечислили более 450 млн руб. (стоимость патента 3034 рубля на физлицо). От работодателей регулярно поступают заявки на приём работников-иностранцев. Их рассматривает комиссия. В первую очередь учитываем интересы сибиряков, поэтому в следующем году, как и в 2016-м, разрешение планируется выдать для 5 тысяч приезжих.

Интерес к нашему региону граждан дальнего зарубежья вырос – их стало приезжать больше на 37%. На сегодняшний день 13 143 гражданина Германии, КНР, США и других стран изъявили желание у нас остаться – кто-то учится, кто-то работает. Это на 20% больше, чем в прошлом году».

Смотрите также: