Это наша с тобой биография. У молодёжи растёт интерес к служению Родине.

Молодежь Новосибирска создает свои патриотические проекты © / Светлана Ларина / АиФ

В «лихие 90-е» слово патриотизм почти исчезло из обихода граждан нашей страны. К чему это привело – известно. Сейчас патриотические традиции возрождаются.

   
   

В Новосибирске сегодня – больше ста общественных объединений патриотической направленности. Их участники занимаются поисковой деятельностью, историческими реконструкциями, возрождают армейские и флотские традиции.

Достучаться до сердец

– Интересуется ли сегодняшняя молодёжь историей, подвигами отцов и дедов?

Марина Мерзлякова, начальник отдела «Центр истории и развития Ленинского района» центра героико-патриотического воспитания «Пост № 1»:

– Интерес ко всему, что связано с армией и флотом, высок. Недавно мы в Центре истории района решили отразить момент новейшей истории – возвращение Крыма в Россию. Нашей идеей прониклись новосибирские геодезисты, которые ведут изыскания в районе Керченского моста. В ходе работ они подняли огромное количество находок времён Великой Отечественной и привезли их сюда. Это, на мой взгляд, великолепный пример того, что идеями патриотизма сегодня увлечены и дети, и взрослые.

Другой пример: проект «За историческую правду». Актив этого проекта – два ветерана, специалист-историк, школьники и рабочая молодёжь Ленинского района. Они – ни много ни мало – намерены поправить статьи в Википедии, касающиеся истории Новосибирской области.

Михаил Глазачев, директор детского морского центра «Каравелла»:    
   

– По штатному расписанию наш центр может принять 180 курсантов. Но ежегодно желающих заниматься приходит на сотню больше. Что бы ни говорили некоторые скептики, я уверен: связь поколений не утрачена и наши дети – достойные потомки победителей. В первых числах февраля 15 наших ребят пригласили на чествование Героя Советского Союза Дмитрия Бакурова. Они вернулись потрясённые его энергетикой, его жизненной силой. А ведь Дмитрию Алексеевичу – 95 лет.

Алексей Канунников, участник поисковых экспедиций:

– Могу подтвердить слова о связи поколений на примере поискового движения. Сотни людей со всей страны в свой отпуск за свой счёт выезжают на места боёв. Наша группа единомышленников уже несколько лет занимается раскопками в Ленинградской области. Там до сих пор ощущаешь себя как в 43-м – чуть копнёшь и видишь очертания окопов, остатки блиндажей. Похоронить всех погибших всё равно невозможно. Поэтому мы решили строить часовни на местах ожесточённых боёв и таким образом отдавать дань памяти погибшим. С каждым годом к нашей инициативе присоединяются всё больше людей.

Юлия Лигостаева, начальник отдела департамента образования мэрии города Новосибирска:

– В поисковое движение вовлечены не только взрослые, но и дети. В этом году они привезли останки нашего воина в село Чингисы. Эти дети – преемники взрослых поисковиков.

Двадцать пять лет назад в Новосибирске появился первый в стране кадетский корпус. У нас – богатые кадетские традиции, казачьи традиции.

Большой воспитательный момент – переименования школ, создание школьных музеев. У нас сейчас 162 школьных музея. Детские сады открывают этнографические музеи. Любовь к родному краю воспитывают с пелёнок. И это здорово!

Владимир Михальцов, зампредседателя Новосибирского морского собрания:

– Новосибирск – город не морской, но морская тема у нас звучит громко. Сейчас активисты вынашивают идею создания комплекса флотской славы. Дайверы ищут в Крыму следы 1-го корпуса подлодки «Новосибирский комсомолец». Её построили в 43-м году на средства, собранные жителями Новосибирска. Не исключено, что она затоплена в Балаклаве. Второй корпус стоит в Москве на Химкинском водохранилище в качестве музея военно-морского флота. Третий корпус был на разделе в Северодвинске. Сейчас пытаемся его оттуда вернуть и доставить в Новосибирск, чтобы организовать свой музей. Живы люди, которые служили на этих лодках. В НСО сейчас 40 тыс. ветеранов ВМФ.

– Как «достучаться» до наших юных соотечественников, ведь многих из них интересуют только гаджеты?

Михаил Глазачев:

– В нашем морском центре основной проект «Школа мужества под парусами». Зимой ребята и девчата осваивают материал, а летом отрабатывают на практике. Каждый курсант должен знать лоцию, судовождение, навигацию, вязание морских узлов. Плюс к этому – устав, строевая подготовка, стрельба, марш-броски, этикет, морские песни, история флота.

У нас есть учебный маломерный флот, который курсанты сами ремонтируют и оснащают. В прошлом году пять наших курсантов проходили практику на учебном судне «Паллада». Вышли из Владивостока. Прошли Японию, Китай, Корею. После этой практики ребята 14–15 лет получили международные документы по судовождению. Вы не представляете, какое у них было огромное чувство гордости, когда они в другой стране вышли на берег в форме российских моряков.

Алексей Канунников:

– Это – большое дело. Неважно, какую профессию выберет человек. В жизни всегда пригодится закалка, привычка к дисциплине, умение быстро принимать решения в трудной ситуации. И мальчикам, и девочкам.

Дмитрий Колпаков, депутат Совета депутатов города Новосибирска:

– С 2008 года мы – депутаты вместе с фондом «Общее дело» – проводим эндуро-«Зарницу». В буквальном смысле термин «эндуро» означает «выживание». В качестве площадки используем эндуро-парк. Игра длится двое суток. Ночь ребята проводят в палатках. Основа – классические дисциплины советской «Зарницы»: метание гранаты, сборка-разборка автомата, проверка знаний по истории, силовые упражнения. Мы добавили пейнтбол и антураж дикой природы. Однозначно самое интересное для ребят – пейнтбол.

Мы много внимания уделяем развитию спорта, ибо что может быть патриотичнее, чем победа на международных соревнованиях, когда ты стоишь на пьедестале и играют гимн твоей страны. Чтобы дать возможность заниматься спортом абсолютно всем, запустили программу «Турник в каждый двор», установили площадки для паркура. С ребятами занимаются тренеры из центра «Калинка».

Марина Гаряева, учитель русского языка и литературы школы № 196:

– Мы решили в нашем подвале сделать армейский квест. Причём что такое квест, толком никто не знал. Действовали по принципу «глаза боятся, а руки делают». Выстрелило всё это тогда, когда начался ремонт в подвале. Сюжет игры выстроили по мотивам фильма «Мы из будущего». Попадая в подвал, ребята попадают в другое время – 43-й год: панорама боя, медсанчасть, землянка. Своими руками создали электронную задачу – надо правильно соединить провода и загорится подсказка. Замки – либо кодовые, либо нужно найти ключ. Сами дети говорят: непросто, поэтому интересно. Теперь в кабинете ОБЖ стоит очередь, чтобы разобрать автомат, пострелять.

С чего начинается Родина

– Какие личностные качества нужно сегодня прививать молодым людям, чтобы вырастить патриотов?

Светлана Михайленко, секретарь политсовета партии «Великое Отечество»:

– Патриотизм – это не только военно-спортивная подготовка. Это и благотворительность, и помощь сиротам, и поддержка пожилых. В сегодняшней международной обстановке, по-моему, очень важно политическое просвещение. Например, работа по противодействию цветным революциям.

Елена Безменова, директор музея школы № 196:

– В моём понимании патриотизм складывается из бытовых вещей. Сказать родителям «доброе утро», помочь соседке-пенсионерке. Одним словом, патриотизм – это забота и любовь.

Все наши проекты основаны на этом. Например, «Школа наших надежд». Сотрудничаем с Краснообским дендропарком – высаживаем краснокнижные растения на территории школы. Ведь знание природы своего края – это тоже патриотизм.

Другой проект «Музей на улице». В этом году мы привели на экскурсию детей из старшей группы детского сада. Я спросила, чем знаменит наш Новосибирск? И один мальчик ответил: «Потому что мы в нём живём!» Вот ещё одно проявление патриотизма. Мы часто слышим, что Новосибирск – серый город. Это – абсолютная неправда.

Всё нужно делать на высоком эмоциональном уровне – только так можно к современному ребёнку пробиться. Мы поняли это, когда в школьном музее организовали музей истории костюмов жителей Сибири. Когда дети впервые надели традиционные наряды, походка у девчонок изменилась. Был среди девочек один мальчик – Саша. Так вот, Саша носил их по коридору на руках. Формируется уважительное отношение к истории, к традициям.

В последнее время я замечаю тревожную тенденцию. Часто от подростков слышишь: зачем нам семья? И противопоставить нечего. Потому что в школе дают только знания, функция воспитания выключена из программы. А ведь семья – основа общества.

Дмитрий Колпаков:

– Термин «патриотизм» надо рассматривать шире. Заниматься наукой и сделать открытие. Добросовестно выполнять свои обязанности на производстве. Хорошо учиться. Поддерживать порядок в своём дворе, своём подъезде. Не испугаться сделать замечание ребятам на улице, которые пьют спиртное или ругаются. Это всё – проявления патриотизма.

– Что мешает воспитанию патриотизма?

Владимир Михальцов:

– Я убеждён в необходимости иметь в России закон о патриотическом воспитании граждан. На федеральном уровне его обещали принять в 2006 году. Сегодня – 2017. Закона нет.

Субъекты Федерации начали создавать свои законы. Закон НСО – он есть. Но это – набор пожеланий, и не более. По-моему, главное, что должно быть отражено в этом законе, – идея служения отечеству в разных ипостасях: не только в армии, но и на заводе, на госслужбе, в бизнесе.

Дмитрий Колпаков:

– В городе проводят достаточно много мероприятий патриотической направленности. Но не хватает единой программы, в которой были бы расставлены акценты и прописаны критерии. Это должно исходить от государства. Важно общее понимание в едином ключе.

Иван Михеев, консультант комитета по делам молодёжи мэрии города Новосибирска:

– В регионе принята программа, она корректируется в соответствии с новыми задачами и тенденциями в работе по патриотическому воспитанию.

Что касается Новосибирска, в городе есть концепция развития сферы молодёжной политики, которая включает и патриотическое воспитание. Сейчас мы готовим проект муниципальной программы на следующие годы, обсуждаем изменения в духе современных задач.

Михаил Глазачев:

– Надо на городском уровне поднимать вопрос о профориентации на военные специальности, проводить больше ролевых игр про армию и флот. Например, в «Каравелле» все курсанты – команда флотилии. Это – ролевая игра в настоящую армию. Это дисциплинирует. Но при этом у нас не стоит задача воспитать военного. Задача – воспитать гражданина.

Один из примеров, как это делается на федеральном уровне, – организация морских смен в лагере «Океан». В этом году будет 7 смен. Из Новосибирска поедут 24 человека из разных клубов.

Юлия Лигостаева:

– У нас много проектов с патриотическими клубами – фестивали, акции. В городе сегодня – больше 100 патриотических организаций. В  2016 г. начат большой проект «Эстафета поколений». Я могу поспорить с тем, что мы теряем институт семьи. Он активно пропагандируется. Стратегия воспитания, подписанная президентом, – там на первых страницах изложена ценность семьи. У нас в Новосибирске, как грибы после дождя, выросли родительские клубы.

У нас великое прошлое. Но мы не должны жить только былыми свершениями. Сегодня молодые жители нашего города сами создают проекты, которые прославляют наш любимый Новосибирск, делают его лучше и краше – это ли не патриотизм. 

Смотрите также: