История подземелья. Как строился Новосибирский метрополитен?

Из 36 станций возвели только 13 © / pixabay.com

Новосибирск с 60-х годов по численности населения был и остаётся третьим городом в стране. С момента основания Новосибирску понадобилось всего 69 лет, чтобы стать городом-миллионником! (Это произошло в 1962 году.) Для сравнения, чтобы перевалить за миллионный барьер, Нью-Йорку потребовалось 250 лет, а Москве – 700! Поэтому строительство метрополитена было только делом времени. 

   
   

Спасение под землёй

Из-за колоссального роста населения городская транспортная инфраструктура не поспевала за растущим, как на дрожжах, пассажиропотоком. К тому же стремительно развивалась наука и промышленность – всё это давало большие перспективы для дальнейшего роста.

«Почти на всех остановках транспорта собирались десятки человек, – рассказывает пенсионерка Светлана Соколова. – Когда подходил автобус, люди просто стервенели: чтобы утрамбовать пассажиров, оставшиеся на улице мужчины разбегались и со всего маху врезались в висящих на подножке людей. Самое интересное, что никто в автобусе не возмущался. На работу приезжали мятыми, с оторванными пуговицами и с оттоптанными ногами».

А когда происходили природные катаклизмы – сильный гололёд – и транспорт вставал намертво, людям приходилось идти несколько километров пешком (в том числе через мост в сильный мороз). Ведь опоздание в советское время грозило серьёзными неприятностями.  

Поэтому специально созданная группа специалистов во главе с руководителем отдела транспортных проблем института «Новосибгражданпроект» Вячеславом Борисовским провела необходимые расчёты и доказала местной власти, что у мегаполиса без метрополитена нет будущего.

Согласно их исследованиям, к 1985 году в городе мог наступить транспортный коллапс. Они составили «Схему развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года». По их расчётам, метрополитен должен состоять из трёх линий протяжённостью 52 км (36 станций): Ленинская линия (18,6 км), Кировская (24,4 км), Дзержинская (10,8 км). Ленинская и Кировская должны соединить правый и левый берега. В 1971 году план строительства метро одобрил Новосибирский горисполком и облисполком, которые отправили все материалы на экспертизу в Госплан СССР, Госплан РСФСР и Госстрой РСФСР.

Летом, в августе 1972 года в Новосибирск прибыл генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, который пообещал рассмотреть вопрос о строительстве метрополитена. Но Совет министров РСФСР утвердил проектирование и строительство первой очереди метрополитена только спустя 3 года.

   
   

Грандиозная стройка

Строительство началось 12 мая 1979 года, и к декабрю уже вовсю кипела работа над будущими станциями «Октябрьская», «Площадь Ленина» и «Студенческая». И хотя был практически закрыт весь центр города, что доставляло много неудобств, никто на это не жаловался – очень ждали метро.

«Приехав в город, первым делом я начал формировать бригады метростроевцев, – вспоминает директор «Новосибирскметростроя» Михаил Немилостивых. – На строительстве метро работало более 2 тыс. человек. Подавляющее большинство из них были шахтёры из Кузбасса и инженеры – из выпускников СГУПСа. Для прокладки тоннелей использовали три горнодобывающих комплекса. Впервые стали использовать грузовики для вывоза грунта. Например, в Москве для этих целей в тоннелях прокладывали узкоколейку и вагонетками вывозили землю в створ, откуда поднимали на поверхность. А в Новосибирске метро было неглубоким, поэтому строили открытым способом».
Строили тогда очень быстрым темпом: Ленинскую линию из 5 станций завершили за 6,5 года. Отделкой и дизайном станций занимался «Метропроект». Мрамор и гранит добывали в районах области, а облицовочные материалы заказывали на месторождениях Урала, Грузии, Прибайкалья, Подмосковья и Карелии. Но новосибирские станции тем не менее выглядят намного беднее московских и питерских – денег на «высокохудожественные вещи» не хватало.

Переход через Обь сначала предполагали сделать под водой тоннелем или привязать трассу к опорам Коммунального моста. Но в конце концов решили построить мостовой переход. Проектированием метромоста через реку Обь занимались специалисты институтов «Ленгипромост» и «Новосибметропроект». Летом 1980 года на берегу Оби вбили первый колышек с надписью: «Ось моста», а в августе начались строительные работы. Общая длина этого сооружения 2,1 км. В Новосибирске конструкцию пролётных строений и метод надвижки применили впервые в истории отечественного метростроения.

В ночь с 19 на 20 декабря 1985 года провели испытание конструкций метромоста: четыре состава по 5 вагонов общим весом 1,3 тысячи тонн несколько раз проехали с одного берега на другой. Затем 5 поездов остановились и некоторое время постояли на самом мосту. Только после этого комиссия дала разрешение на эксплуатацию метромоста.

Аттракцион для поцелуев

28 декабря 1985 года Госкомиссией был подписан акт о приёме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена. Уже 7 января 1986 года метрополитен открыл свои двери первым горожанам. «Первые месяцы метро стало главным аттракционом для жителей не только мегаполиса, но и всей области, – вспоминает житель Новосибирска Александр Трубицин. – Чтобы купить жетончик на проезд в подземке, который стоил тогда 5 копеек, у разменного автомата собирались такие длинные очереди, что «хвост» стоял на улице. В вагоны набивались, как кильки в банки. Пассажиры лезли друг другу чуть ли не на головы и то там, то здесь кричали о том, что их сейчас «раздавят». Но были и свои плюсы: через некоторое время, когда ажиотаж спал, многие влюблённые облюбовали метро в морозы как место для свиданий и поцелуев. Да и город вздохнул свободнее».

Строительство второй очереди началось в 1990 году, в которую входили станции «Фрунзенская» (сегодня – «Маршала Покрышкина»), «Берёзовая роща» и «Гусинобродская» (сегодня – «Золотая нива»). В 1993 году планировалось завершить переезд от станции «Сибирская» до станции «Берёзовая роща». Но из-за разразившегося в 1993 году экономического кризиса строительство этой линии пришлось заморозить. Далее подземку строили очень медленно: каждая очередная станция появлялась только через 5 лет. Долгожданная тринадцатая – «Золотая нива» – открыла двери для пассажиров только 9 февраля 2011 года и стала последней на сегодняшний день. Строительство станции «Спортивная», как и других линий метрополитена, до сих пор только на бумаге и в мечтах сибиряков.