Стоимость проезда из отдалённых районов Новосибирска может стать почти как в Москве. Корреспондент «АиФ-Новосибирск» разбирался в ситуации.
Короткое, зато дорогое
Недавно начальник Новосибирского метрополитена Аркадий Чмыхайло заявил о том, что необходимо повысить стоимость проезда в подземке на 3–5 рублей. Но метро в нашем мегаполисе короткое – всего-то 13 станций, практически охватывает только центральную часть города. «Я бы с удовольствием отказалась от автомобиля в пользу метро, – вздыхает жительница Затулинского микрорайона Софья Некрасова. – Так надоело стоять по утрам в пробках!»
Сегодня «безлошадным», чтобы добраться из отдалённых районов до первой станции подземки, нужно проехать на общественном транспорте около часа, заплатить 19 рублей. «Но если ещё цена на метро поднимется до 25 рублей, – продолжает Софья, – стоимость проезда до работы в общем составит 45 рублей! А в Московском метро проезд стоит 50 рублей. Но за эти деньги добраться на нём можно из самых отдалённых районов, да и зарплаты у москвичей в три–четыре раза выше, чем у новосибирцев! Не слишком ли дорогой проезд на пассажирском транспорте у нас получается?»
Вот и полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло на этой неделе засомневался. «Развитие Новосибирского метрополитена возможно только как элемента общей транспортной модели города, которая требует обновления, – сказал он. – Но каждое решение должно быть взвешенным и обоснованным».
Он подчеркнул, что подъём тарифов – крайняя мера, которая должна быть обоснована: нужно всё чётко просчитать, за счёт каких средств разрешить проблемы.
Для чего – деньги?
Дирекция метро утверждает, что без повышения тарифа невозможно обновить устаревшие силовые кабели, средства связи, вентиляторы, которые обеспечивают тоннели воздухом. Кроме того, требует больших вложений и антитеррористическая защита.
«В связи с изменениями в законодательстве появились новые требования к техническим устройствам и персоналу, системам видеонаблюдения в вагонах, – сообщил начальник службы безопасности метрополитена Вячеслав Головин. – Чтобы обеспечить безопасность пассажиров до конца 2017 года, нужно потратить более 500 млн рублей. До конца 2018 года необходимо заменить 18 установок досмотра пассажиров. В 2019 году истекает срок эксплуатации 6 рентгеновских сканеров для досмотра, поэтому потребуется ещё 350–400 млн рублей».
Между тем почти во всех мегаполисах мира метрополитены получают дотации либо от муниципалитетов, как в Нью-Йорке, Лондоне, Москве и других городах, либо от государства, как в Минске. Подземка, которая работает рентабельно, как в Гонконге, – это редкость. Госдотации объяснимы тем, что метро снимает транспортные заторы. Если бы в крупных городах мира не было метро, там давно наступил бы транспортный коллапс. Поэтому везде стимулируют горожан пересесть с автомобилей на общественный транспорт.
Но в Новосибирске сложилась странная ситуация: дотаций метро, похоже, не получает, а наоборот, поневоле занимается благотворительностью. На запрос редакции «АиФ на Оби» о дотациях мэрия не ответила. Зато в прошлом году экс-директор подземки Андрей Ксензов на одном из заседаний комиссии Горсовета задал вопрос о том, когда будет погашена задолженность городского бюджета по перевозке льготных категорий населения – пенсионеров, школьников и других. Сумма долга, по разным оценкам, от 400 до 800 млн рублей – накоплена с 2008 года. Кстати, на этот вопрос наша редакция тоже из мэрии не получила ответа. По словам депутата Горсовета Игоря КУДИНА, в 2016 году депутаты обращались к мэру Новосибирска Анатолию Локтю с просьбой погасить этот долг, однако в бюджете города на 2017 год средств на это не предусмотрено. Понять ситуацию можно, учитывая, что средств в городском бюджете не хватает. При этом львиная доля налогов в облбюджете поступает с территории мегаполиса. Вот такой парадокс. Но без подземки транспортный коллапс Новосибирску обеспечен. Получается какой-то замкнутый круг. Как его разомкнуть?