В Музее истории архитектуры Сибири хранятся уникальные экспонаты – зарисовки старинных церквей, крепостей и усадеб, сделанные известным архитектором Евгением Ащепковым.
Кондовая Русь
Путь его на архитектурный олимп не был усыпан розами. Богато одаренный от природы (профессиональный музыкант, художник, архитектор, искусствовед), Евгений Ащепков, выходец из Харбина, практически до самой смерти считался «политически неблагонадёжным». «Евгений Андреевич сам исходил многие сотни километров по сибирской тайге, открывая неведомые шедевры народного зодчества», – рассказывает корреспонденту «АиФ Сибирь» хранитель Музея истории архитектуры Сибири Сергей Филонов.
Руке Ащепкова принадлежит зарисовка «кондовой избы», возведённой ещё в позапрошлом веке в деревне Каменка бывшей Красноярской губернии. «Кондовыми» называли избы, построенные из нижней – самой толстой и прочной – части бревна, – объясняет Сергей Филонов. – А само слово «кон» означает «законный, традиционный, нерушимый». Всю территорию Западной и Восточной Сибири от Урала до Байкала называли «кондовая Русь», потому что здесь рос тот самый «кондовый лес», из которого строили и крестьянские избы, и боярские хоромы».
Обычай для вельмож жить во дворцах завёл на Руси Пётр I. До XVII века и бояре, и крестьяне жили в жилищах, отличавшихся только размером. Например, у боярина была изба-пятистенок, а у крестьянина – «изба-стопа». Слово «стопа» в данном случае означает «однокомнатная».
После Ермака, как известно, в Сибирь потянулись самые разные люди – старообрядцы, бегущие от церковных нововведений патриарха Никона, авантюристы и искатели приключений, крестьяне в поисках новых земель.
Сергей Филонов по изображениям легко отличает старообрядческую избу от, к примеру, избы украинских переселенцев, каких появилось много в результате столыпинской реформы: «Переселенцы с южных территорий строили «халупы» – так называлась изба без сеней. Именно поэтому сейчас халупами называют ненадёжные, возведённые наспех строения. Коренные сибиряки строили основательно, так как знали, что изба должна защищать их от всех опасностей – мороза, медведей, волков и прочих врагов».
Отличительной особенностью сибирских изб была чистота – полы и стены регулярно выскабливали добела. Внутрь не допускали собак и скотину. «Европейцы испокон веков жили вместе со скотиной. А у русских в доме стояли иконы. Поэтому каждая изба была маленькой церковью. Её нельзя было осквернять присутствием животных, грязью на полу, грязными словами», – продолжает хранитель музея.
С религиозными традициями связано и разделение дома на мужскую и женскую территории. Мужчина ни при каких обстоятельствах не мог зайти на женскую половину, даже если он захочет есть или пить. «Поссорился с женой – и ходил, сосульки сосал», – смеётся Сергей Филонов.
Жена, в свою очередь, не могла садиться на «коник» – специальную скамью, которая закрывала вход в подпол. На конике мог сидеть только сам хозяин.
Вообще, с конём связано очень много архитектурных традиций, поскольку он считался образцовым самцом, олицетворением мужского начала. Поэтому «конёк» – стилизованный либо в виде полноценной скульптуры – обязательно венчал крышу любой сибирской избы. А «самцами» или «быками» назывались массивные столбы, на которых держалось всё здание.
Солнце на рогах
Историю Сибири можно изу-чать и по сохранившимся на старинных постройках солярным знакам. Это – один из древнейших языческих символов. По словам Сергея Филонова, на сегодняшний день историкам известно больше 1,5 сотни солярных знаков. Самый древний из них вырезан на бивне мамонта, которому 30 тыс. лет.
В старинных сибирских городах – Тюмени, Тобольске – солнце на деревянных строениях изображали в виде тарелки. В Новониколаевске дневное светило очень часто обретало конскую гриву и другие черты этого благородного животного – происходило этакое смешение символов.
Коренные сибирские народы – ханты, селькупы – украшали свои жилища рогами оленей, так как считали, что именно олень выносит на своих рогах солнце.
«Евгений Ащепков, по рисункам и записям которого мы узнаём народную архитектуру Сибири, изучал деревянное зодчество в годы войны и репрессий. Он заходил в заброшенные деревни, как в Атлантиду, – говорит Сергей Филонов. – Ащепков стал первым в Сибири доктором искусствоведения. Он умер в 1983 году в возрасте 76 лет».
Относительно селькупов и хантов у Сергея Филонова есть довольно неортодоксальная теория о том, что они – вовсе не коренные сибиряки. Ханты и манси пришли в Сибирь из Средней Азии при царе Дарии I. А селькупы – выходцы из Китая, бежавшие из Поднебесной тоже в результате древнейших межэтнических войн. Свою теорию Сергей Владимирович основывает на легендах самих этих народов, передающихся из уст в уста уже много веков.
Смотрите также:
- О ком на самом деле Достоевский написал свой знаменитый роман? →
- Сила рода: почему мы забыли свои корни? →
- ... Откуда взялся мат? →