Не спасать, а спасаться. Кто защитит врачей «скорой помощи»?

Врачи не знают, что их ждет на очередном вызове © / Григорий Белозеров / АиФ

Против медиков – кулаки и ножи

Недавно в Новосибирске осудили мужчину, который угрожал врачам «скорой помощи» двумя ножами. Мужчина, напавший на врачей ещё в июне, получил в наказание всего год лишения свободы, и то – условно. По словам врачей, это один из немногих случаев, когда агрессия пациента обернулась судом. Чаще бывает иначе. 1 января врачи новосибирской «скорой помощи» запомнили надолго. В частном доме, куда вызвали докторов, на полу лежала женщина с ножевыми ранениями на лице, а вокруг неё ходил нетрезвый мужчина. В руках у него был нож. Мужчина просил дать ему морфин, а пострадавшую оставить в покое. Но две женщины, фельдшеры, принялись оказывать пациентке помощь, стараясь не обращать внимания на пьяного.

   
   

«Он видел, что мы на него не реагируем, и пнул мою помощницу так, что та отлетела, – вспоминает Ирина БОЛЬШАКОВА, главный врач ГБУЗ НСО «Станция скорой медицинской помощи». – Но мы понимали: если сейчас отвлечёмся на него, то вовремя не сможем помочь пострадавшей».

Прощаясь, мужчина стал угрожать расправой, если медработники пожалуются на него в полицию.

«Сразу же после того, как мы сдали женщину в стационар, – продолжает Ирина Большакова, – поступил другой вызов, а потом ещё один. Мы только на следующий день вспомнили о том агрессивном мужчине, но снова было не до заявлений».

Если врач отправится в полицию, на это уйдёт 2–3 часа рабочего дня. Если из строя выведен врач или фельдшер, который оказывает помощь 15–20 пациентам в сутки, его нагрузка перекладывается на коллег. Именно поэтому врачи зачастую не обращаются в полицию после нападений. Исключение – когда врач получил тяжёлую травму. Согласно статистике, треть нападений на врачей «скорой» остаётся без внимания правоохранительных органов.

А если заявления доходят, то зачастую никого не наказывают. Почему?

   
   

«Агрессивных пациентов мы не наказываем в тех случаях, когда нет состава преступления – рукоприкладства или угроз, – рассказал Сергей КАРПОВ, и. о. начальника штаба ГУ МВД по НСО. – В этом году дела против разбушевавшихся пациентов в регионе завели лишь по 6 обращениям из 18. Оставшиеся 12 случаев на преступление не «потянули». Хотя и в этих ситуациях пациенты вели себя агрессивно – повышали голос на врачей, ругались матом. При этом «больные» были нетрезвы».

Того, что врач зачастую лишь чудом остаётся жив и здоров, российское законодательство почему-то не учитывает.

Спасут ли электрошокеры?

Недавно в Минздраве РФ предложили приравнять нападения на медиков к нападениям на сотрудников правоохранительных органов. Наказание за такое правонарушение – штраф до 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет. Возможно, закон примут в начале 2017 года. Но решит ли это проблему?

По мнению врача «скорой помощи», отчасти это поможет. Большие штрафы, возможно, остановят пациентов.

«Поправки в Уголовный кодекс будут, конечно, большим шагом вперёд, – считает Ирина Большакова. – Сейчас у нас в законодательстве существует вакуум: полицейские, которые готовы к опасности и имеют при себе оружие, более защищены законом, чем врачи, которые совершенно беззащитны».

Пока вопрос безопасности врачей в каждом регионе страны решают по-своему. Так, в Кемеровской области сотрудники «скорой» с 2012 года имеют при себе электрошокер. В Кузбассе эти устройства вскоре получат и врачи приёмных отделений, а также дежурных санпропускников больниц.

Однако Ирина Большакова считает такой способ самозащиты сомнительным с моральной точки зрения, да и не слишком эффективным: всё-таки врач настроен на помощь, а не на оборону.

«Врачи во время работы думают не о том, как отразить нападение, а о том, как помочь пациенту, они просто не готовы к агрессии, – говорит доктор. – Для того чтобы применить самооборону, им надо преодолеть внутренние психологические барьеры. Да и просто у врача во время работы руки заняты. А если у пациента электрический кардиостимулятор? Тогда самооборона с помощью электрошокера может стать фатальной для пациента».

Большинство нападений связано с алкоголем. Но бывают и такие нападения, которые нельзя объяснить даже этим. Их становится всё больше. Например, в последнее время происходят ситуации, когда владелец автомобиля, рядом с которым припарковалась карета «скорой помощи», разбил стёкла последней битой – мол, не так припарковались.

По мнению экспертов, опасных ситуаций на выездах стало больше потому, что закрыли медвытрезвители в 2012 году. С этого времени пьяных с улицы должны доставлять в больницы на «скорых». Там они остаются до того момента, пока не протрезвеют. Понятно, что далеко не все принявшие на грудь ведут себя спокойно в дороге. Некоторые даже пытаются выпрыгнуть из машины во время пути – с такими попутчиками врачам совладать особенно непросто.

Что изменится с ужесточением наказания за нападения на врачей, узнать можно лишь по прошествии времени. Сейчас для врачей «скорой помощи» выбор очень узок: они могут уйти на более безопасную работу или осознанно рисковать своей жизнью.

Юлия МОИСЕЕВА

Травмы от пациентов

В 2016 году в НСО против пациентов «скорой» возбудили два уголовных дела по ч. 1 ст. 119 УК РФ «Угроза убийством» и по ст. 116 УК РФ «Побои». Трёх человек привлекли к административной ответственности за нанесение побоев врачам, мелкое хулиганство и повреждение автомобиля «скорой помощи». Одно нападение ещё предстоит рассмотреть следователям.

За последние годы в нашем регионе врачи «скорой помощи» 40 раз брали «больничный» из-за травм, которые им нанесли пациенты. Разбушевавшиеся пациенты били врачей. В результате медики получили: сотрясение мозга, разрыв связок, ушибы и переломы.

Смотрите также: