Недремлющее око. Как не попасть под влияние террористов?

Вербовщики раскинули сети. © / пресс-служба УФСБ России

На такси – в сирию

   
   

Новосибирск – город, казалось бы, далёкий от драматических событий, развернувшихся на Ближнем Востоке. Однако и здесь работают вербовщики. Евгений КИСЕЛЁВ рассказал, что вызвал такси, чтобы добраться до дома, и дорога оказалась нескучной. «Таксист попался очень общительный. Представился Михаилом из Таджикистана, – продолжает Евгений. – Оказалось, не просто так. Он явно пытался завербовать в ИГИЛ – запрещённую на территории России террористическую организацию. Он мне целую лекцию прочитал про то, чем отличаются сунниты и шииты. При этом довольно эмоционально разъяснил, кто из них хороший, кто плохой. Пригласил в Соборную мечеть на улице Красина послушать «лекции» и почитать какую-то «важную» литературу. А потом начал ненавязчиво намекать, что воевать за исламское государство почётно и воинов ждёт жизнь гораздо лучше той, что у них есть сейчас. С особенной гордостью рассказывал о «братьях-мусульманах», которые сейчас с оружием в руках устанавливают мировой халифат в Сирии и Ираке на стороне ИГИЛ... Вот так вербовщики и работают. Я запомнил номер такси, но куда о нём сообщить?»

К тому же Евгений сомневается, что ему поверят на слово. Однако, как уверяет Ирина ЗЕБРОВА, сотрудник УФСБ России по НСО, в таких случаях обязательно следует звонить на телефон горячей линии ФСБ, чтобы следователи могли оперативно проверить информацию.

Тем не менее специалисты считают, что самому большому риску от атак пропаганды вербовщиков разных национальностей подвергаются отнюдь не зрелые мужчины и женщины, а молодёжь. Студенты, чьи взгляды на мир ещё только формируются, интересуют вербовщиков гораздо больше. Они работают в любом месте, где существует возможность быстрых встреч, чтобы можно было провести первоначальную «разведку разговором». После чего вербовщик либо продолжит контакт, либо тихо растворится в большом городе.

Как оградить молодёжь?

В конце мая специалисты Общественной палаты РФ и Антитеррористического центра представили методички с рекомендациями «по предотвращению вербовки студентов в ряды террористов». В вузах Новосибирска быстро отреагировали и рассказали о том, что творится за их стенами.

«Обычно за студенческой средой наблюдают помощники ректоров. Они информируют руководство вузов о всех странностях, которые замечают в студенческой среде. Проводить полномасштабную кампанию по выявлению вербовщиков ИГИЛ просто нецелесообразно. В данный момент для новосибирских вузов этот вопрос, я считаю, не является актуальным», – заявил Николай ПУСТОВОЙ, председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа.

   
   

По мнению специалистов, иностранные социальные сети гораздо опаснее «живых» контактов. Потому что они не всегда вовремя блокируются Роскомнадзором, и пропагандисты чувствуют там себя как у себя дома.

За последние два года сотрудники силовых структур Новосибирской области официально подтвердили лишь один случай, когда в студенческой среде был выявлен вербовщик. В прошлом году молодой студент из Казахстана агитировал сокурсников ехать в Сирию, чтобы присоединиться к борьбе за мировой халифат (исламское государство). В ГУ МВД по Новосибирской области утверждали, что за полтора года «работы» ему так и не удалось никого привлечь в боевики. Однако, по информации того же ведомства, точно известно, что как минимум двое молодых новосибирцев в прошлом году улетели через Турцию воевать на стороне боевиков. Как стало известно, оба студента спустя короткое время были убиты.

Очевидно, что в Новосибирске работают вербовщики – либо связанные с террористами напрямую, либо им сочувствующие. Поэтому родителям, у которых дети – студенческого возраста, нужно быть максимально бдительными и держать с ними прочную связь, чтобы понимать, с кем они общаются, чем живут.

 

Идея – «причинять» добро

Анна МЯКШЕВА, психолог:

– Технологии, по которым вербовщики собирают свой «урожай», по сути те же, что и у тоталитарных сект. В первую очередь они охотятся на людей, у которых есть какой-то социальный конфликт или нерешённая проблема.

Проще всего вовлечь в террористическую среду людей в возрасте от 18 до 35 лет, с неустойчивой или не до конца сложившейся системой ценностей. Студенты – одна из самых привлекательных категорий граждан для вербовки. Молодые, полные сил ребята, с активной гражданской позицией, они склонны к максимализму и из-за небогатого жизненного опыта легко поддаются агитации. Нужно лишь убедить их принять нужную сторону.

Люди возрастом постарше идут на контакт в надежде устроить собственную жизнь. Те, кто не сумел найти своё место в жизни, без семьи, стабильного заработка и социальных гарантий.

Целью для вербовщика может стать практически кто угодно. Уголовники, например. В силу авантюрного склада характера они легки на подъём, к тому же, уехав по призыву какого-нибудь агитатора, можно скрыться от преследования властей.

Основная идея, которую вербовщик будет закладывать своей жертве, – это идея «борьбы с не-справедливостью». Он будет говорить почти непрерывно, используя в том числе примитивные методы гипноза или нейролингвистического программирования.

Доверяют это дело, как правило, людям с развитыми навыками общения. Тем, кто умеет найти подход к любому человеку. Вербовщиками чаще всего становятся те, кто в «гражданской» жизни работал в постоянном контакте с людьми. Очень подходит типаж человека, связанного с маркетингом или продажами, например. Тот, кто умеет зажечь идеей «причинять» добро.

Мнение эксперта

Минходжидин КАРИМОВ, президент местной национально-культурной автономии таджиков Новосибирска:

– Я могу сказать только за свою диаспору – сейчас на территории НСО находится почти 100 тысяч граждан Таджикистана, включая сезонных мигрантов и тех, кто в РФ живёт постоянно. Есть предположения, что в Новосибирске живут два–три человека, которые могут заниматься наёмничеством для ИГИЛ, но это не проверенный факт. Не нужно себя обманывать, что нас это не касается. Эта экспансия сейчас по всему миру идёт… Надо отдать должное силовым структурам, которые качественно работают и вовремя пресекают такую деятельность. По сравнению с другими регионами у нас всё спокойно. По моим данным, на сегодня 700–800 граждан Таджикистана находятся в Сирии. Но в последнее время случаев, чтобы из Новосибирска туда уезжали, не было.

Мнение власти

Александр БОРТНИКОВ, директор ФСБ России:

– Мы строим свою работу исходя из того, что террорист не имеет ни национальности, ни вероисповедания: какими бы лозунгами ни прикрывался, он прежде всего особо опасный преступник, который должен быть обезврежен.

Чтобы обеспечить безопасность граждан, УФСБ России совместно с партнёрами из стран Запада, Ближнего Востока, КНР и других государств постоянно ведёт работу, выявляя террористов в миграционных и туристических потоках. Как результат, к уголовной ответственности привлечены 832 лица, которые причастны к деятельности террористов в Сирии, в том числе 22 вербовщика.

Постоянно проверяются так называемые «финансовые центры», которые собирают пожертвования для международных террористических организаций. Выявлены  больше 4 тысяч физлиц, подозреваемых в финансировании террористов. По всей стране более

12 тысяч работников образования и госслужащих прошли антитеррористическую подготовку.

Справка

ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

Если у вас возникли подозрения в том, что пытаются завербовать вас или ваших знакомых, следует немедленно позвонить по телефону доверия ФСБ: 8 (383) 231-05-05 или обратиться лично по адресу: город Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 49.

Также можно обратиться в главное управление МВД по адресу: город Новосибирск, ул. Октябрьская, 78 или позвонить на телефон доверия: 8(383) 232-76-75.

Смотрите также: